Проблемы реставрации вееров.

Aug 24, 2014 16:36

Оригинал взят у mayak_parnasa в Проблемы реставрации вееров.
Последние несколько месяцев я регулярно рассказываю вам про различные веера. Это были веера из экспозиции "Искусство навевать прохладу" Государственного музея А.С. Пушкина, которая, кстати, продлена до 7 сентября 2014 года, вы можете найти их по тегу один экспонат или ГМП. А недавно ещё и веера с выставки «Веер как искусство», проходящей в Коломенском.
На последней выставке мы приобрели каталог, в котором нашли интересную статью о проблемах реставрации вееров. И подумали, что вам тоже будет интересно прочесть эту статью. А потому предлагаем её вашему вниманию.

Проблемы реставрации вееров.Веера ассоциируются с чем-то лёгким, изящным, красивым. Они и были таковыми для своих первых владельцев, а затем для коллекционеров, которые продолжали любить и хранить, насколько возможно, великолепие этих прекрасных вещиц, находившихся в дворцовых и домашних коллекциях.
В домашних собраниях - это реликвии, напоминающие о близких и любимых. Так, например, в конце XX века был отреставрирован испанский веер, который передал своей жене русский лётчик, воевавший в Испании. Какие чувства может вызывать реставрация испанского расписного веера, уцелевшего после бомбёжки в блокадном Ленинграде?
В 2013 году в Санкт-Петербурге открылся первый в России музей «Искусство веера», где представлены лучшие образцы работ мастеров Китая, Японии, России, Германии, Италии, Испании и Франции. Более 15 лет ведутся работы по консервации и реставрации предметов из коллекции создателя музея Евгения Анатольевича Пылаева.
Долгие годы наблюдений за состоянием вееров XVII - первой половины XIX вв. привели к выводу, что предметы хорошей сохранности встречаются довольно редко. Большая часть вееров подвергалась многократному ремонту, те же, что избирательно и деликатно отреставрированы специалистами, вызывают не только восхищение, но и чувство глубокого уважения.


Накладки со сквозными штифтами.

Принято считать, что веера разрушались от неловкого обращения, неудачной реставрации, плохих условий хранения, длительного экспонирования, но именно подвижная конструкция являлась главным «врождённым пороком» и изначально обрекала хрупкие предметы на разрушение.Деструкция материалов чаще всего происходит в местах соединения подвижных и неподвижных элементов и усугубляется при механической нагрузке, травмируя детали и декор вееров.


Разрывы в складках экрана.
Так для создания типичного складного веера из перламутра и шёлка используют перламутр, дерево, шёлк, кружево, металл, краски. Каждый из этих материалов имеет собственную структуру, плотность, пластичность, тогда как при использовании и хранении все они испытывают одинаковые нагрузки.
Судя по многочисленным наклейкам, накладкам, вставкам, некоторые веера пытались чинить многократно. В первую очередь это относится к экранам вееров, выполненным из бумаги и шёлка. Так в 1999 году, во время реставрации английского веера первой половины XIX века из коллекции Музея истории Санкт-Петербурга, с оборотной стороны было удалено 12 слоёв наклеек из бумаги.


Значительные утраты текстиля (фрагмент веера с пейзажем).
При изготовлении экранов из бумаги, текстиля или кружева, материал обычно аппретируют, чтобы придать складкам необходимую жёсткость. В результате многократного сгибания и разгибания, на границах складок образуются разрывы, которые приводят к дальнейшему разрушению экранов. Кроме того, разрывы на бумаге и текстиле появляются и по границам рёбер. Причиной этих разрушения становится действие клея, которым экран прикреплён к рёбрам.


Веер "Галантное общество в парке" до реставрации.
В прошлом для соединения разрывов на шёлке и бумаге использовали полоски из тончайшей кожи, бумагу, газ, тюль и даже фрагмент экранов и остовов других вееров. Встречаются веера, где разрывы на бумажных экранах склеены скотчем.


Веер "Галантное общество в парке" после реставрации.
Складки опахала, в свою очередь, препятствуют естественному положению пластин и гард - как в раскрытом, так и в сложенном состоянии - и вызывают их повреждение в области соединительного штифта в узкой части веера и по линии нижнего края экрана.
При длительном использовании, экспонировании или же неправильном хранении клей, соединяющий детали остова, утрачивает свои адгезивные свойства, и перламутровые пластины отделяются от деревянных рёбер.
Основной причиной разрушения рёбер является глубокое проникновения клея в текстуру древесины, вызывающее изменение её плотности и пластичности, что приводит к поломке рёбер по верхней границы склейки с пластинами из перламутра и кости.


Пыль, пятна клея и краски на шёлке, многочисленные разрывы, значительные утраты.
Металлические части веера с течением времени и при неблагоприятных условиях окисляются и окрашивают прилегающие к ним детали веера из кости и шёлка. Это происходит с металлическим декором при инкрустации и с блёстками, которыми вышиты экраны вееров. Кроме того, пайетки со временем наносят дополнительные повреждения основе из текстиля и бумаги в виде разрывов по линии их расположения.


Деструкция клея.
В прошлом сломанные перламутровые пластины собирали и укрепляли ювелиры, используя для этого серебряные накладки и штифты. Эти работы демонстрируют не только знание материала, виртуозное мастерство, но и отношение к веерам их владельцев. Порой даже в дворцовых коллекциях перламутровые остовы вееров чинили неоднократно. Так, при реставрации в 1995 году веера «Праздник на воде» на 11 пластинах было обнаружено три вида дублировочных материалов (латунь, рыбий клей, клей растительного происхождения).
Во второй половине XX века реставрацию вееров начали производить в музеях и реставрационных центрах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Таллина, Риги, Лондона, Парижа, Флоренции.


Потеря адгезии, деформация.
В 1980-х годах появились первые публикации о методах и материалах используемых специалистами.
Реставрация вееров предполагает знание материалов и механических конструкций всех типов складных вееров (brise, cockade, palmetto, plie). Для удаления загрязнения (пыль, затёки, пятна различного происхождения, энтомологические повреждения), а так же для укрепления ослабленных участков конструкции и декора (при деструкции, деформации, расслоении, трещинах на остове, заломах, разрывах на экранах, потёртостях, кракелюре и осыпи красочного слоя) используются методы и материалы, применяемые при консервации и реставрации бумаги, текстиля, дерева, кости, перламутра, живописи в отечественной и зарубежной музейной практике. При восполнении утрат важнейшим условием является наличие аналогий.


Трещины, сколы, утраты.
В отличие от других предметов прикладного искусства, подвижная конструкция вееров требует использования пластичных и особо прочных, но вместе с тем тончайших материалов для дублирования разрывов на экране и остове. В противном случае, веер будет невозможно складывать и раскрывать. Многослойный декор предполагает локальную работу с каждым материалом отдельно и требует предельной осторожности. Именно поэтому процесс реставрации вееров длителен и сложен.

Статья из каталога "Веер как искусство"
Реставратор музея «Искусство веера» Е.П. Янковская.

Этим и ещё одним недавним постом мы открываем новую рубрику в нашем журнале "статьи". Если у вас или ваших знакомых есть интересные научно-популярные статьи, которые вам хотелось бы показать миру, пишите нам. Если эти статьи будут подходить под тематику нашего журнала, мы с радостью предоставим вам его пространство для их публикации.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!

музейное дело, реставрация, Маяк Парнаса, репост

Previous post Next post
Up