Новейшие открытия в Новгороде

Jun 28, 2014 10:48




Статья Петра Гайдукова и Олега Олейникова.

Новый археологический сезон Новгородская археологическая экспедиция ИА РАН открыла 14 мая 2014 г. раскопками в южной части Плотницкого конца Великого Новгорода (улица Большая Московская-30).

Площадь раскопа составляет 300 кв. м. Общая мощность культурного слоя достигает 6 м.

К настоящему времени вскрыты слои XIV-XIX вв. Зафиксирована плотная застройка XIV-XVI вв., разделенная межусадебными частоколами и изгородями. Прослежены четыре усадьбы с хозяйственными и жилыми строениями. В постройках выявлены остатки деревянных полов и печей. Расчищен и документирован прекрасно сохранившийся сруб колодца XV в., впущенный в слои XIV в. На усадьбах обнаружены следы бронзолитейного, кожевенного и косторезного производств.



Коллекция индивидуальных находок превышает 1500 единиц. Это сфрагистические и нумизматические находки, берестяные грамоты, предметы характеризующие личное благочестие, торговлю, вооружение, металлообработку, косторезное и кожевенное ремесло, разнообразные инструменты, детали одежды и обуви, предметы быта и украшения.
В числе массовых находок обширная коллекция фрагментов керамики, кожи, костей животных.

В слое XIV в. найдено 5 берестяных грамот (№№ 1051-1055), четыре из которых - практически целые. Предварительный анализ и лингвистический комментарий сделаны академиком А.А. Зализняком и членом-корреспондентом РАН А.А. Гиппиусом. Все грамоты представляют собой частные письма делового характера, связанные с торговлей и товарными отношениями.

Особый интерес представляет сфрагистическая коллекция. На данный момент она состоит из 10 вислых древнерусских свинцовых печатей и 2 заготовок, датирующихся XIV-XV вв.




Рис. 2. Вислые древнерусские печати XIV-XV в.:
1 - печать Луки Даниловича (№619а); 2 - печать новгородского посадника Онцифора Лукинича (№579в); 3 - печать новоторжского наместника (№535б); 4 - печать новгородского тиуна Микиты (Никиты) (№636А); 5 - анонимная печать владычного наместника (№483-2); 6 - печать новгородского архиепископа Моисея (№465-4)

Особого внимания заслуживают три новые неописанные ранее буллы.

Первая печать, с надписью на обеих сторонах ЛУК/ИНА ПЕ/ЧАТЬ - ДАН/ИЛОВ/ИЧА, относится к неизвестному ранее по другим письменным источникам лицу (по Корпусу древнерусских печатей получила № 674А).

Вторая печать надежно атрибутируется с известным деятелем новгородской истории - посадником Онцифором Лукиничем (1342-1367). Онцифор - внук посадника Варфоломея Юрьевича (сына погибшего в 1316 г. Юрия Мишинича), принадлежал к боярской династии Мишиничей, связанных с Неревским концом Великого Новгорода. Представители влиятельной семьи Мишиничей-Онцифоровичей упоминаются в летописи, многолетними раскопками в Неревском конце исследованы усадьбы этого новгородского рода. Широко известны берестяные грамоты Онцифора, адресованные матери (№№ 354 и 358).

На протяжении XIV в., в пору расцвета Новгородского государства, укрепление боярства было главной внутренней задачей правящего сословия. Онцифор Лукинич был одним из наиболее дальновидных политиков, направившим свою деятельность к сплочению бояр. В 1354 г. по его инициативе была предпринята реформа обновления государственных органов, которая подтвердила принцип равенства концов в обладании посадничеством.

Печать этого известного боярина обнаружена впервые. На лицевой стороне надпись в четыре строки ПЕЧАТ/ЬПОСАДN/НЧАωNCН/ФОРОРОВ[А], на оборотной - изображение святого всадника вправо (по Корпусу древнерусских печатей получила №579в).

В развитии посадничьей сфрагистики наиболее существенным является появление в легенде обязательного титула в середине XIV в., т. е. со времени посадничества Онцифора Лукинича. Именно в это время возникает коллективное посадничество, и посадничья булла обретает самостоятельный тип.

Третья новая печать, с пятистрочной надписью на лицевой стороне и изображением святого на оборотной, принадлежит новоторжскому владычному наместнику и датируется первой половиной XV в. (по Корпусу древнерусских печатей получила № 535б).

Печать новгородского тиуна Микиты (Никиты) оттиснута новой парой матриц (по Корпусу древнерусских печатей получила № 636А). На обеих сторонах надпись МНК/НТНN/АПЕЧ/АТЬ, причем литера «Ч» оттиснута в зеркальном отображении. До обнаружения этой печати было известно 8 печатей тиуна Микиты (Никиты) от 4 пар матриц.

Остальные печати представляют собой новые экземпляры уже описанных и изданных печатей. Три печати с изображением восьмиконечного креста на подножии и Богоматери Оранты относятся к большому сфрагистическому разряду анонимных булл новгородских владычных наместников (№№ 483-2, 484-10, 486-10).

Две печати с изображением Богоматери Оранты в полный рост и со строчной надписью относятся к новгородским архиепископам. Печать № 465-4 принадлежит архиепископу Моисею, занимавшему кафедру дважды - в 1326-1330 и 1352-1359 гг. Стратиграфическая дата соответствует первому периоду его архиепископства. Вторая булла (№ 460-14) принадлежит архиепископу Давиду (1309-1325). Стратиграфическая дата полностью соответствует исторической датировке. Печать архиепископа Давида интересна тем, что была в древности сломана вдоль канала пополам, а половинки обнаружены на раскопе в разных квадратах на расстоянии 2 м друг от друга.

Печать с надписями на обеих сторонах ПЕYА/ТЬВА/СНЛЬЕ/ВА - ТНН/АNОВ/ГОРОДСК/ОГО (№ 619а-11) пополнила большой сфрагистический разряд печатей новгородских тиунов, который в целом датируется концом XIII - началом XV вв. Стратиграфическая дата и типологические признаки соответствуют XIV в.

Поскольку право привешивания печати к документу принадлежало в Новгороде высшим сановникам республиканской администрации, то официальный акт, снабженный печатью, был привычной принадлежностью боярского дома. Этот факт позволяет уверенно говорить о высоком статусе жителей исследованных усадеб.




Рис. 3: 1 - нательный крест; 2 - подвеска-иконка с фрагментами цветной эмали и зеркальной надписью НИКОЛА; 3 - энколпион с изображением Богоматери Знамение (с фрагментами волокон и бронзовой проволоки); 4 - энколпион с изображением Богоматери Ассунты; 5-9 - накладки; 10 - подвеска со знаком Рюриковичей (брак); 11 - перстень-печатка; 12 - браслет

Разнообразна коллекция предметов христианского культа XII-XVIII вв.: нательные крестики, подвески-иконки, в том числе с фрагментами цветной эмали, трехстворчатый складень с изображением святителя Николая и праздников. Следует заметить, что изображение святителя Николая, особо почитаемого на Руси, встречается наиболее часто.

Обнаружены два энколпиона прекрасной сохранности с изображением Распятия и Богоматери в разных иконографических изводах. У энколпиона с изображением Богоматери Знамение сохранились волокна шнурка для привешивания и небольшой фрагмент бронзовой проволоки, соединяющей подвижный шарнир крепления створок. Второй энколпион интересен редким иконографическим типом изображения Богоматери с раскрытыми перед грудью руками (Ассунта). Этот сюжет, связанный с вознесением Богоматери, не входит в канонические Евангелия и описан в апокрифическом сказании св. Иоанна Богослова об успении Марии.




Рис. 4. Складень XVIII в.

Большой редкостью являются находки с изображением музыкальных инструментов. Поэтому огромной удачей следует считать обнаруженную в слое конца XIV - начала XV в. круглую литую накладку диаметром 6,5 см, на которой изображен гудец, играющий на гуслях-псалтире. Справа и слева от сказителя изображены фигуры воинов, которые подперев ладонью голову, завороженно его слушают. В Великом Новгороде эта накладка стала пятой находкой с изображением музыкальных инструментов. Фрагмент аналогичной накладки обнаружен в 1985 г. в Пскове. В.И. Поветкин считал, что шлемовидные гусли - единственный инструмент, который русские художники рисовали не посредством иностранных книжных образцов, а наблюдая в жизни. Археологические находки доказывают бесспорный факт применения гуслей-псалтиря в жизни, и в первую очередь в Северо-Западной Руси.

Интересны разнообразные бронзовые накладки, украшавшие несохранившиеся предметы. Среди них выделяется своей редкостью западноевропейская щитовидная накладка с изображением геральдического орла, обнаруженная в слое конца XIII в. Очень выразительны антропоморфные и зооморфные накладки, подвеска из белого металла с изображением знака Рюриковичей.

Среди украшений отметим бронзовый перстень-печатку с вырезанным на щитке изображением воина (?) в полный рост с копьем в правой руке и щитом в левой. На голове коронообразный венец со свисающим украшением (жемчужная нить?) - атрибут византийских императоров. Интересен бронзовый браслет с петлевидными концами и спиральной плетеной проволочной обмоткой.

Среди предметов, характеризующих торговлю с Ганзой, необходимо отметить представительную коллекцию разнообразных западноевропейских товарных пломб и фрагменты дубовой бочки, диаметром около 1 м.




Рис. 5: 1 - крышка дубовой бочки зо знаками ганзейских купцов; 2-5 - западноевропейские товарные пломбы; 6-9 - литейные формы и подвеска, отлитая в одной из форм

На крышке бочки вырезаны геометрические знаки, известные под названием Hausmarke и Hofmarke (домовые или дворовые марки). Первоначально бочка была помечена одним знаком, а позже на крышке был процарапан другой знак. Подобные знаки были широко распространены в средневековой Западной Европе, особенно в Германии. Их активно использовали ремесленники и купцы, заинтересованные в маркировании своих товаров. В подобных бочках в Новгород могли привозить селедку, вино, медный лом или какой-то другой товар.

Купеческие знаки, принадлежавшие конкретным фамилиям, появились в Любеке в конце XIII в. Стратиграфическая дата нашей бочки соответствует первой половине XIV в.

К импортным вещам относятся фрагменты сирийских стеклянных сосудов с росписью, византийские стеклянные браслеты, стеклянные и каменные бусы.

На территории усадебного комплекса, вошедшего в раскоп, обнаружен полный комплекс бронзолитейного производства: тигли, льячки, металлические выплески, литейный брак, прекрасной сохранности литейные формы и отлитые в них украшения.

Кожевенное производство характеризуют фрагменты и обрывки кожи, детали кожаных сапог.

Работы новгородского отряда ИА РАН продолжаются. Одновременно с полевыми работами проводится камеральная обработка, реставрация, изучение индивидуальных и массовых находок, отбираются образцы металла, материи и дерева для специализированных лабораторных исследований.

Источник: http://www.archaeolog.ru/index.php?id=2&id_nws=268&zid=9

археология, Олейников, институт археологии РАН, Новгород Великий, Гайдуков, берестяные грамоты, репост

Previous post Next post
Up