Оригинал взят у
tarkhil в
Пик гангрены в ПМВПервая Мировая Война дала гигантский пик гангрены - по разным оценкам, 10-15% ранений осложнялись ей (надо отметить, что сводной общей статистики ранений для Первой Мировой толком не существует. Большая часть документов утрачена и не обработана, количество раненых во Франции известно с точностью плюс-минус миллион).
Ни до, ни после, такого процента гангрен не было (средние цифры - в районе 0.5-1.2%).
Что же могло дать такой всплеск?
Ранящее оружие? Навряд ли, осколочное ранение Первой Мировой сравнимо по тяжести с ранением мягкой пулей большого калибра. Хотя... см. ниже
Поздний вынос? Нет, как раз в Первую Мировую вынос раненых более-менее наладился.
Улучшение учета? Но очень уж характерна газовая гангрена.
Мне представляется, что рост, а затем падение заболеваемости гангреной вызвано улучшением медицинской помощи.
Какие ранения чаще всего осложняются гангреной? Огнестрельные переломы бедра и голени.
Что делали с такими ранеными, как минмиум, до Франко-Прусской включительно? Раннюю ампутацию. Она надежно предохраняет от гангрены, хотя от тяжести операции и почти неизбежно сопутствующих гнойно-гнилостных осложнений в Крымскую умирало 80% с ампутированным бедром и более.
Когда пришли антисептика и консервативный подход к лечению - это примерно от русско-турецкой до русско-японской - основные ранения стали относительно легкими пулевыми. И война еще не была окопной - в плодородной унавоженной европейской земле.
А вот в Первую Мировую, в начале ее, с одной стороны, все еще процветал консервативный подход, с другой - резко изменился характер ранений. Осколочные ранения, ранения вторичными осколками, пулями в упор, загрязненные окопной землей - при консервативном лечении крайне чреваты гангреной. По некоторым данным, в Германии в 1918 году статистику гангрен засекретили - настолько она была ужасной.
Во Франции к 1916 году сложилось вполне внятное понимание клинической картины гангрены, и началась разработка рациональных средств борьбы с ней.