Оригинал взят у
pav_leg в
Забытые храмы Кашинского района (Часть III или Покровская церковь в Кононово)Давненько я про Тверские земли ничего не писал, а поделиться есть чем.
Первый день последнего мартовского уикенда был посвящен восточным окраинам родной губернии, где были посещены несколько мало засвеченных в интернетах памятников культового зодчества, об одном из которых сегодня и пойдет речь.
Село
Кононово расположено в 17-ти верстах к северу от уездного города Кашина и в 135-ти верстах на северо-восток от Твери.
Как видно из архивной карты 1850 года, село находилась практически в паре верст от границы с Ярославской губернией. Однако в 1922 году Васильковская волость Мышкинского уезда Ярославской губернии была присоединена к Тверской и граница сдвинулась километров на 10 восточнее.
Примечательно село необычным памятником архитектуры федерального значения -
"Церковь Покрова Богородицы".
Расположенный на восточной окраине села храм был выстроен в 1755-1763 годах в традиционнах для того времени формах барокко и представлял собой восьмерик на четверике, увенчанный главкой на глухом барабане.
Однако самое интересное началось лет 60 спустя, а точнее в 1826-1830 годах, когда в ходе ремонта храм попытались обновить в духе времени - классицистском стиле.
Были возведены трапезная и колокольня, а основной объем претерпел существенные изменения: был сбит первоначальный декор, прорублено полуциркульное окно второго света, но самое главное - по углам от восьмерика были сооружены некие подобия ротонд, увенчанные главками.
К сожалению, уцелела лишь одна юго-западная "недоротонда" - её-то мы и рассмотрим поподробнее: по углам квадратного основания поставлены три колонны местной трактовки ионического ордера (вместо четвертой - стена диагональной грани восьмерика), несущие сферический купол с главкой на глухом цилиндрическом барабане.
Торчащие отовсюду связи позволяют предположить, что колоннада опоясывала с трех сторон не только колокольню, но и четверик с алтарной апсидой.
По данным епархиальных справочников храм имел три престола: холодный главный - Покрова Пресвятой Богородицы, придельные теплые - Преподобного Сергия Радонежского и Святителя Николая. Прихожан по состоянию на 1914 год в селе и 9-ти окрестных деревнях - 1128 мужчин и 1275 женщин. Для сравнения, по данным переписи 2008 года, в деревне Кононово числилось 27 человек, тогда как значительно поредевшие окрестные деревушки и вовсе не имели постоянного населения.
Минуя первый ярус разобранной колокольни, попадаем в обширную трапезную, свод которой опирался лишь на стены и поэтому частично обрушился.
Несмотря на общее удручающее состояние, на восточной стене сохранились остатки разновременной живописи на тему "Страстей Христовых": справа более раннее "Моление о чаше", над входом в основной объем - "Вход Господень в Иерусалим" (со слишком грациозными для ослика ногами), а слева - "Тайная вечеря"; два последних сюжета выполнены, скорее всего, в начале прошлого века.
Из трапезной попадаем в мене просторный, но высокий основной объем - на месте иконостаса лишь пустая стена.
Своды здесь пока еще на месте, однако отсыревшая штукатурка посыпалась и большая часть росписи в верхней части утрачена - на левом верхнем тромпе можно разглядеть Марка Евангелиста.
При развороте и беглом взгляде на западную стену возникает дежа-вю - посвященные Михаилу Тверскому сюжеты на тех же самых местах мы уже видели в находящейся сравнительно недалеко (20 верст к северу) грандиозной
Троицкой церкви в селе Кой.
Слева от входа хуже сохранившееся "Прощание с Тверичами"...
...а справа - "Убиение".
Идущий между окнами первого и второго света ряд поясных изображений существенно осыпался и не позволяет идентифицировать святых. Лучше сохранились ростовые изображения в простенках окон первого света.
Любопытная деталь - роспись оконных и дверных откосов "под мрамор".
Вернемся к святым: на южной стене по сторонам от входа изображены традиционные Павел и Петр.
Напротив - Царь Давид и Иоанн Предтеча.
В осыпавшейся росписи стен алтарной апсиды еще можно различить продолжение начатых в трапезной "Страстей Христовых" и, предположительно, им одновременные "Снятие с креста" и "Воскресение".
А из под сводов алтаря за нами наблюдают херувимчики...
...попрощавшись с которыми покидаем забытый храм.
Благодарю за внимание!
P.S. В описательной части использованы материалы:
1. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 г.;
2. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914 г.;