От неоязычников российских плавно перейдём к неоязычникам европейским, т.к. именно эти "модные тенденции" мы переняли именно оттуда с заметным опозданием. Не случайно именно сейчас в нашем обществе растёт массовый интерес к оккультным практикам и поиску "истин среди древних корней", т.к. во все времена в периоды развала главенствующих идеологий и установок, нужен "спасательный круг", которым очень часто выступает хорошо позабытое прошлое нации. А если это прошлое хорошо позабыто (как правило, с помощью предыдущей идеологии), то никто и не может упрекнуть новомодных пророков в подтасовке фактов. Да и зачем? Главное - идея свободы, независимости. Остальное приложится к жаждущим сердцам. Как в России появилась вдруг в нужный момент "Велесова книга" - якобы сохранившиеся до наших дней деревянные таблички с текстом IX в. из Новгорода, так и в своё время появилась "Хроника Ура-Линда", якобы передаваемая многие поколения по наследству рукопись XIII в., а на самом деле - фальшифка, созданная на книгопечатной фабрике в Маастрихте в XIX в.
В этой статье речь пойдёт об австрийско-немецком феномене возрождения языческого культа Вотана (Одина), который аукнулся миру идеологической концепцией Третьего Рейха.
Идеология - как занавес. Глупо полагать, что все войны и конфликты продиктованы идеологией, некой необходимостью. За кулисами идёт вполне логичная игра в монополию - перераздел материальных ресурсов, экономического и политического влияния. Но именно идеология служит оправданием и смывает грязь/кровь с рук тех, кто её использует. Всегда идёт отсылка к прошлому, якобы всё, что происходит сейчас, было желанием наших предшественников. Глупость? Да. Чертовски хитроумная глупость. Идеологами зачастую становятся романтики, идеалисты, утописты, а их идеи широко используются прагматиками. Так и случилось в истории Германии.
Концепция народного движения (Volkishe Bewegung или Фёлькише) возникла как результат стремления к объединению всех немецких этносов на основе общности культуры и языка. Германия объединилась лишь в 1871 г. при Вильгельме I из 25 ! разрозненных государств вокруг единого центра - Пруссии, чему способствовали старания Отто фон Бисмарка и ряд войн и революций. К ней хотело примкнуть и немецкоязычное население Австрии, но итоги Первой мировой войны по Версальскому договору не только не позволили этому произойти (Австрия осталась в составе монархии Габсбургов), но и сильно ограничили империю в собственных территориях. Не говоря о разгроме армий, огромной денежной контрибуции, утрате колоний и политического влияния. Железный и гордый немецкий дух был надломлен. И создалась благодатная почва для новых веяний.
А семена этих веяний были созданы как раз-таки австрийским идеологом-мечтателем, который увидел возможность возрождения немецкого духа в мифологии прошлого. Этим идеалистом был Гвидо фон Лист. Проникнувшись арийцами Блаватской, операми Вагнера, идеями о сверхчеловеке Ф. Ницше, сказаниями "Старшей Эдды" и хроникой "Ура-Линда" он возродил учение о рунах как магическом элементе языческих практик, а заодно и культ Вотана ("Тайна рун", "Таинства арио-германцев"). Его учение называлось арманизм или ариософия. По сути - обновленное язычество. Им было описано значение 18 главных рун, причём 18й руной была знакомая нам левосторонняя свастика - символ дарующего и отнимающего жизнь начала, начала Отца. Ариев он представлял жрецами, которые должны передавать тайное, магическое знание из поколения в поколение, и он основывает такое общество ариев - Арманешафт.
Затем на его основе возникает Германский орден с 10 ложами в разных городах и Верховным советом из 12 человек. Очень похоже на масонские ордена. Его идеи были широко восприняты как прогрессивным интеллектуальным обществом, так и среди солдат и обывателей. Слепой пророк (после удаления катаракты он почти ослеп) сумел точно предсказать начало Первой мировой войны, а затем - возрождение нации и появление нового "вождя" к 30-м гг. XX в.. Возможно, он просто хорошо чувствовал дух времени. Гвидо фон Лист не дожил до предсказанных им событий, и умер в 1919 г. от пневмонии.
Но его ученики подхватили идеи мастера. Одним из таких преданных учеников был Адольф Йозеф Ланц (или Ланц фон Либенфельс), бывший монах и основатель журнала "Остара", откуда впоследствии черпал идеи Адольф Гитлер. Ланц имел и собственное представление о причинах превосходства арийской расы, он воспринимал их не только как посвященных адептов древних знаний, но и в прямом, биологическом смысле превосходящей другие народы по уровню интеллекта и силы нацией. Из-за совокупления древних ариев с дикими, звероподобными племенами (предками евреев), как он считал, произошли современные нации. И продолжающееся смешение приводит только к всеобщему вырождению. "Низшие расы" необходимо стерелизовать и контролировать. Вот такая вот теозоология, наследница социального дарвинизма от Френсиса Гальтона и Чарльза Дарвина и предтеча евгеники. Дополнительно перенимая знания в сохранившихся с Германии масонских ложах, он вскоре сам основывает свою ложу, которая называлась "Орден новых тамплиеров" и размещалась в замке Верфенштайн в Австрии. Ланц полагал себя идеологической предтечей национального движения Германии. В какой-то степени и он внёс свою лепту.
Но всякая идеология нуждается в подтверждении, даже сфальсифицированном, но обоснованном для обычного обывателя.
Такое обоснование дали работы Жозефа Артюра де Гобино ("О неравенстве человеческих рас"), который впервые начал разделять расы по чистоте крови и выделил характерные признаки представителей всех рас, и работы Хьюстона Стюарта Чемберлена ("Основы XIX века"), а методики прагматичных немцев воплотили эти работы в реальность:
Методика расового отбора, Брачный кодекс, Изучение родства, Единство немецкой расы и её жизненного пространства, Массовое истребление евреев.
Всей этой политикой занимались главные нацистские идеологи - Ганс Гюнтер, Рудольф Гесс, Рихард Дарре, Генрих Гиммлер, Альфред Розенберг, а такие высокопоставленные офицеры как Адольф Эйхман приводили её в действие.
И главным столпом проводимой государством политики стал Адольф Гитлер. Он не был ни великим идеологом, ни великим политиком, ни талантливым главнокомандующим. Однако он верил в свою судьбу лидера, которая, как он считал, была указана ему провидением. Благодаря своей харизме и ораторскому таланту, он сумел пробудить немецкий народ. Можно сказать, что его породило само общество. То, что оно хотело услышать, оно и услышало. А главное - оно было готово следовать за своим фюрером.
Вот как выглядела программа национал-социалистической партии Гитлера, которая была принята в 1920 г.:
1- объединение всех немцев в единую Германию,
2- отмена условий Версальского договора,
3- расширение территории Рейха,
4- строительство государства по расовому принципу,
5- лишение евреев германского гражданства,
6- назначение на высшие государственные должности только согласно талантам и квалификации,
7- поднятие жизненного уровня народа,
8- борьба с притоком иммигрантов,
9- введение обязательного участия в выборах для всех немцев,
10- борьба с незаконными доходами путем полной конфискации имущества,
11- введение общей трудовой повинности,
12- конфискация прибыли, полученной в результате Первой мировой войны,
13- национализация крупных предприятий,
14- участие рабочих в распределении доходов предприятий,
15- пенсионная реформа,
16- поддержка мелкого бизнеса,
17- реформа землевладения и прекращение земельной спекуляции,
18- введение уголовного преследования и смертной казни за спекуляцию,
19- замена римского права германским правом,
20- реформа национального образования,
21- государственная поддержка материнства,
22- поддержка молодежи,
23 - введение всеобщей воинской повинности, реорганизация армии,
24- признание свободы вероисповедания с одновременным запретом религиозных учреждений, приносящих вред германскому народу,
25- создание сильной власти, способной осуществить все вышеперечисленное.
В общем-то, за исключением еврейского вопроса, вполне привлекательная программа. Неудивительно, что народ предпочёл следовать этому курсу вместо слабой и неубедительной монархии Вильгельма II. А дальше - расцвет партии, приход в 1933 г. к власти Гитлера уже как рейхсканцлера, известная нам кровавая история Второй мировой и ВОВ в частности. Вот к чему может привести национализм, вскормленный на почве язычества в период потери ориентиров.
Ещё я не сказал о программе "Наследие предков" или "обществе по изучению наследия предков" - "Аненербе", основанном в 1935 г. Главными фигурами в этом обществе были учёный-историк, археолог Герман Вирт и мистик Карл Мария Вилигут или великий патриах Вестхор (аналог Распутина). От первого вскоре избавились из-за широты ума и взглядов, а последний был просто шизофреником, проведшим целых 15 лет в клинике для душевнобольных. Общество занималось прикладной рунологией, идеологией и созданием атрибутов для элитных отрядов СС, организовывало экспедиции для поиска древних артефактов (таких как Грааль, камень Чинтамани), проводило раскопки.
ПЕРСОНАЛИИ: исторические личности Третьего рейха. Портал по скандинавской мифологии (Старшая и Младшая эдда, саги, исландская проза)
Сайт о рунах Конечно, за свою ошибку немцы заплатили сполна и даже больше. Страны, которые их осудили на Нюрнбергском процессе, были виновны не меньше, также совершив множество ужасных преступлений. Просто это закон победителей. Но главное не это.Сами идеи получили широкое распространение в мире, и до сих пор национализм нет-нет и прорывается под различными масками в нашей повседневной жизни. А помимо национализма - языческие культы (в том числе и на основе скандинаской мифологии), которые, смешиваясь между собой и порождая новых химер, несут всё те же старые идеи. Как пример - современное неоязыческое направление - Одинизм или Асатру.
Популярными представителями движения являются такие как Форн Сидр в Дании (с 1997 г.), Трот (The Troth) - в США (с 1988 г.), международная организация "Рунная гильдия".
В России представителями являются центр "Рагнар" в Санкт-Петербурге, и Московское интернет-сообщество "Асатру". А также множество сообществ и авторских сайтов по рунным практикам. В России за исключением изучения рун Одинизм не стал популярным, зато многие идеи и образы из него спокойно перекочевывают в неославянизм.