Глава 3. Греческое искусство. Часть 3

Nov 04, 2012 13:19




Храм Афайи в Эгине. 480 г. до н.э. Греция. Фото: cicerone2007

Это продуманное во всех деталях произведение является плодом столетней работы.
Первоначальный план этой постройки был, вероятно, очень прост.


Центром храма было нерасчлененное помещение "целла" или αός - корабль, к которому в эпоху дорического стиля стали пристраивать передний зал (продомос рис. 11 а).
А затем и задний зал (опистодомос рис. 11 b).
Эти части были неразрывно связаны с целлой: боковые её стены выдвигались вперёд и заканчивались двумя пилястрами(анты).
Они соответствуют двум колоннам, которые образуют вход в целлу.
Входной проём - единственный источник света в храме.
В торжественных постройках Эгины и Пестума всё здание окружено колоннадой: тип храма перипретос (рис. 12).







Боковые ряды колонн содержат не точно удвоенное число колонн фасада: простое отношение было бы в данном случае слишком малозначительным.
Колонны обходят вокруг храма непрерывным рядом, гармонично замыкают его, но не умаляют значения обоих фасадов - сторон храма, где находятся фронтоны.




Общий вид храма Афайи в Эгине (без детализации скульптуры на тимпане).
Визуализация Валентины Хинц и архитектора Штефана Франца.

Фасады совершенно отчетливо выявляют особенности дорического стиля храма - мощного, гармоничного, ритмичного.
Ясно выраженные функциональные решения:
- членение фасада на ряд колонн и фронтон;
- отношение всей массы здания к крыше;
- отношение опоры к тяжести;
- конструктивное значение каждой части здания, подчёркнутое цветным орнаментом.

Непосредственно с постамента вырастают шесть колонн; вертикальные желобки, каннелюры, покрывают их стержни.
Это чрезвычайно важно: микенская колонна (рис.8), ствол которой покрыт лишенным определенного направления орнаментом, визуально утратила свою устойчивость и обратилась в простое украшение.
Здесь наоборот вертикальные каннелюры придают колонне стремление вверх, к капители, по направлению к той тяжести, которая лежит на ней.
Три маленькие бороздки охватывают колонну, снова собирают вместе все ее силы; к ней прилегает капитель, слегка изогнутая, словно поддавшаяся немного под тяжестью, которую она несет.



Капитель колонны из микенского Мегарона


Капитель колонны храма Афайи в Эгине.

                   
  
Колонна из Кносского дворца
(Минойская культура). Форма колонны сохранилась в микенских постройках.



Колонна храма Афайи в Эгине.

При взляде на храм Афаийи возникает впечатление, что соотношение частей уравновешено: колонна немного поддалась под тяжестью в этом месте и затем уже стала прочно. Далее идет самый груз.
Его как будто не хотели положить непосредственно: на каждую капитель кладется тонкая квадратная плита, абака; затем следует антаблемент: твердый каменный брус - архитрав и сильно расчлененный фриз.
По нему идут, чередуясь, триглифы с тремя бороздками и свисающими вниз капельками и гладкие квадраты, метопы, пустые здесь, потому что при раскопках не нашлось их заполнений, но в других случаях покрытые скульптурными изображениями.
Этот фриз служит переходом от грубой, незаполненной скульптурой, несущей балки архитрава, на которой, собственно, лежит груз, к радостному украшению фронтона.
И это украшение нельзя было поставить без всякой промежуточной связи, непосредственно на тяжелый камень. Между ними вставлен прежде всего более легкий фриз, капельки которого, пересекая линии шва, свисают на архитрав, а энергичное украшение направлением своих линий указывает на поле фронтона.



Рис. 10. Восточный фасад храма Афайи в Эгине. Реконструкция Адольфа Фуртвенглера (Иллюстрации из издания "Эгина: святилище Афайи" (Мюнхен, 1906), полистать).

Вся постройка получает свое завершение в фронтоне, который греки называли выразительным словом αετός - орёл, и который охватывает всё здание.
Два акротерия в форме грифонов, обращеных наружу, по его углам отмечают собою концы фронтона.
Охватывая собою весь фасад, от них вверх идут линии, которые сходятся в среднем акротерии, придающем внешнему виду постройки чрезвычайное благородство и изящество.







Фронтон восточного фасад храма Афайи в Эгине. Реконструкция Адольфа Фуртвенглера (Иллюстрации из издания "Эгина: святилище Афайи" (Мюнхен, 1906)

Скульптурное украшение фронтона подкрепляет собой энергию этого завершения, благодаря чему фронтон, самая декоративная часть постройки, становится полноправной архитектурной деталью.
Украшение завершает архитектуру, общей архитектуре здания созвучно деление скульптурных групп на поле фронтона.
Наружные колонны соответствуют концам фронтона, каждая из четырёх внутренних приходится на фигуру поверженного воина.
Благодаря этому фигуры поверженных приобретают первенствующее значение; исходя из них вся композиция делится на четыре группы, и сами группы получают внутреннее расчленение.
Фигура Афайи приходится в промежутке между колоннами; приподнятая акротерием она неограниченно доминирует над всем.
С другой стороны, группы фронтона захватыват своими линиями колонны и метопы и устанавливают переход к среднему акротерию, заключительному камню, венчающему всё здание.




Акротерий восточного фасада. Реконструкция Э. Р. Фихтера
(Иллюстрации из издания "Эгина: святилище Афайи" (Мюнхен, 1906)

________________________________________________________________________________________________

1) Адольф Фуртвенглер (30 июня 1853 - 10 октября 1907) - известный немецкий археолог, педагог, историк искусства и директор музея. Отец дирижера Вильгельма Фуртвенглера и дед немецкого археолога Андреаса Фуртвенглера. http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/32461

2) http://www.hinzundfranz.de/dt/dtbei.htm
http://www.hinzundfranz.de/index.htm

3) http://de.wikipedia.org/wiki/Aphaiatempel

4) http://www.thomasgransow.de/Athen/Aegina/Aphaiatempel.html

5) Prof. Dr. Hansgeorg Bankel http://www.ar.hm.edu/die_fakultaet/ansprechpartner/professoren/bankel/bankel.de.html

6) http://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/furtwaengler1906/0001?sid=08d7e8d8a759af51acce65b99a85825e

7) Эрнст Роберт Фихтер (E. R. Fiechter * 28. Oktober 1875 in Basel; † 19. April 1948 in St. Gallen) - швейцарский археолог и исследователь классической архитектуры.

Предыдущие главы.

graphic arts, digital, books, minoan, cohn-wiener, antic

Previous post Next post
Up