Советская (Тверская) площадь

Sep 14, 2012 03:03




"Сквер с фонтаном "Советский" создан в 1939-40гг., арх. А.Власов.
Назван по планирующейся под площадью ст. метро "Советская" (не открыта - передана на нужды гражданской обороны).
Позади основной чаши, ванна, куда сливается вода перед уходом на следующий круг.
В 90-х годах назывался "Центральный", а с 2007г вновь "Советский".
Фото: Наума Грановского, 1952.



Теперь перед зданием Моссовета (Мэрии Москвы) стоит на высоком постаменте памятник Юрию Долгорукому (арх.С.Орлов, установлен в 1954г.), а вокруг него парковка, и площадь не смотрится так эффектно.



Фото с Photosight

Здание Моссовета приобрело сегодняшний облик в 1946-1947, когда бывший "Тверской казённый дом" был надстроен двумя этажами архитектором Д. Чечулиным при участии М. Посохина, М. Боголепова, Г. Вульфсона.

"Полтораста лет стоит на Тверской дом, в котором помещается теперь Моссовет. Выстроил его в 1782 году, по проекту знаменитого архитектора Казакова, граф Чернышев, московский генерал-губернатор, и с той поры дом этот вплоть до революции был бессменно генерал-губернаторским домом..." Владимир Гиляровский. Москва и москвичи



Дом московских генерал-губернаторов. 1782г. арх. М. Казаков.

"В этом доме происходили торжественные приемы и блестящие балы, устраивать которые особенно любил в восьмидесятых годах князь В. А. Долгоруков, правивший столицей в патриархальном порядке. На его балах бывала вся Москва, и в роскошных залах, среди усыпанных бриллиантами великосветских дам и блестящих мундиров, можно было увидеть сапоги замоскворецких миллионеров, поддевку гласного Давыда Жадаева и долгополый сюртук ростовщика Кашина... Ростовщики и даже скупщики краденого и содержатели разбойничьих притонов бывали на этих балах, прикрытые мундирами благотворительных обществ, в которые доступ был открыт всем, кто жертвует деньги. Многие из них даже получали чины и ордена, ими прикрывали свои преступные дела, являясь недоступными для полиции.
Подъезжает в день бала к подъезду генерал-губернаторского дворца какой-нибудь Ванька Кулаков в белых штанах и расшитом "благотворительном" мундире "штатского генерала", входит в вестибюль, сбрасывает на руки швейцару соболью шубу и, отсалютовав с вельможной важностью треуголкой дежурящему в вестибюле участковому приставу, поднимается по лестнице в толпе дам и почетных гостей. А пристав, бывший гвардейский офицер, принужден ему ответить, взяв под козырек, как гостю генерал-губернатора и казначею благотворительного общества, состоящего под высочайшим покровительством... Ну как же после этого пристав может составить протокол на содержателя разбойничьего притона "Каторга", трактира на Хитровом рынке?!
Вот тут-то, на этих балах, и завязывались нужные знакомства и обделывались разные делишки, а благодушный "хозяин столицы", как тогда звали Долгорукова, окруженный стеной чиновников, скрывавших от него то, что ему не нужно было видеть, рассыпался в любезностях красивым дамам.
Сам князь, старый холостяк, жил царьком, любил всякие торжества, на которых представительствовал, В известные дни принимал у себя просителей и жалобщиков, которые, конечно, профильтровывались чиновниками, заблаговременно докладывавшими князю, кто и зачем пришел, и характеризовавшими по-своему личность просителя. Впрочем, люди, знакомые князю, имели доступ к нему в кабинет, где он и выслушивал их один и отдавал приказания чиновникам, как поступить, но скоро все забывал, и не всегда его приказания исполнялись. "

Владимир Гиляровский. Москва и москвичи
Один из анекдотов про княжение Долгорукого.

После смещения Долгорукова, новый губернатор Москвы, брат царя - Сергей Александрович Романов, произвёл перепланировку здания и полную смену интерьеров особняка (арх. Н.В. Султанов), а также оборудовал отопление, водопровод, канализацию, установил электрическое освещение, телефон и лифты. Конюшня во дворе превратилась в гараж. Позже, в 1892 была переооборудована и вновь освящена домовая церковь при доме губернатора, существовавшая с 1806. В 1902-1909 годах создавался акварельный альбом "Виды церкви, жилых и парадных комнат в дому московского генерал-губернатора", включавший в себя 14 акварелей, вмонтированных в паспарту белого картона с золотым обрезом. Рисунки были выполнены учениками и преподавателями Строгановского училища.
Изображения интерьеров из сообщества: Марфо-Мариинская Обитель Вел.Кн.Елизаветы
Размещены punto_di_vista



Барышников А.П.
Красная гостиная
42х44 см

"На стене - парадные портреты императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Мебель для парадной гостиной выполнена в стиле Империи."



Трофимов В.П.
Белая гостиная
51,5х69

"Белая гостиная была одним из парадных залов на третьем этаже дворца. Росписи и лепной декор сохранились здесь с 1820-х годов, мебель же была изготовлена в стиле позднего классицизма."



Барышников А.П.
Внутренний кабинет великого князя Сергея Александровича
49х67



Нивинский И.И.
Собственная гостиная Великой княгини Елизаветы Федоровны
32х40



Нивинский И.И.
Будуар Великой княгини Елизаветы Федоровны
46х67 см

Лестница. Фото 1980-х годов:




Originally posted by stomaster at Скобелевская-Советская-Тверская площадь / прогулки по Москве /

В старину на пустом пространстве перед домом генера-губернатора (Тверская улица, 13) не было никаких памятников. 10 июля 1907 года на заседании Городской Думы гласный Н.А.Шамин напомнил  что 25 июня исполнилось 25 лет со дня смерти генерала М.Д.Скобелева (освободителя Болгарии, его считали продолжателем славных ратных дел Суворова)  и предложил как-то увековечить память о любимом герое в городе, где он скончался. Среди предложений были открытие музея, наименование учебных заведений, учреждение именной стипендии и, наконец, сооружение памятника.

Деньги на постройку памятника собирали по всей России. Комиссия, созданная императором, из 27 представленных проектов утвердила тот, который представил никому до этого не известный отставной подполковник Петр Самсонов. Памятник был необыкновенно красив. Постамент был сделан в форме крепостного бастиона, который преодолевают атакующие солдаты Скобелева. На постаменте были выбиты слова из его напутствия войскам перед штурмом Плевны: "Напоминаю войскам, что скоро и нам может предстоять боевое испытание: прошу всех об этом знать и крепить дух молитвою и размышлением, дабы свято до конца исполнить, что требует от нас долг присяги и честь имени русского".



Памятник М.Д. Скобелеву

В мае 1911 года памятник был заложен, к октябрю закончены гранитные работы, а 24 июня 1912 года, как и предполагалось заранее, памятник торжественно открыли. На площади были построены войска, отслужили молебен, из близлежащей церкви Косьмы и Дамиана прошел Крестный ход, в заключение были возложены венки, в том числе от болгарской депутации.



Вид Скобелевской площади

Декрет СНК от 12 апреля 1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» («О памятниках республики») положил начало так называемому плану монументальной пропаганды. Декрет предусматривал снятие монументов, не имеющих исторической и художественной ценности, создание произведений революционного монументального искусства. Уже к 1 мая 1918 был снят или закрыт ряд монархических памятников. В эту категорию и попал памтяник М.Д. Скобелеву. Раздражение у новой власти вызывала сама личность генерала, попавшего в категорию угнетателя малых народов за свои среднеазиатские операции. Памятник После сноса памятника Скобелевскую площадь переименовали в Советскую.



Демонтаж памятника М.Д.Скобелеву

Наряду с образами идеологических вождей важнейшей темой монументальной пропаганды стала тема первой Советской Конституции. Устроители конкурса сначала пытались ограничить конкурсантов жестко заданной концепцией: памятник должен был иметь вид галереи, испещренной надписями - изречениями революционных мыслителей разных эпох и т. п. Сооруженный по проекту архитектора Д. П. Осипова и открытый ко дню первой октябрьской годовщины монумент Советской Конституции представлял собой трехгранный обелиск, основание которого имело небольшой балкон, украшенный советской символикой.



Все это грандиозное сооружение покоилось на высоком подиуме в виде грота, оформленного декоративными деталями в стиле классицизма. В 1920 году в композицию обелиска была включена предусмотренная проектом статуя Свободы. Лицом фигура, изображавшая стремление в свободные небеса, была ориентирована строго на запад. Моделью стала племянница Станиславского Вера Алексеева.



Новый монумент символично стоял лицом к губернаторскому дому, превращённому в Моссовет. С 1924 по 1941 год этот монумент был официальным символом столицы. Позже москвичи шутили:

Почему "Свобода" против "Моссовета"? -
Потому что "Моссовет" против свободы!

Этот памятник долгое время был в центре герба Москвы.



Его изображение поместили на перилах  Большого Каменного моста через Москву-реку.  С эмблемой герба на вагонах ездили городские трамваи.



Фрагмент решетки Большого Каменного моста со статуей Свободы
Через восемь лет за монументом вместо полицейской части с каланчей был построен корпус Института марксизма-ленинизма.



Перед институтом, практически за спиной Свободы, в 1940 году установили памятник сидящему в задумчивости Ленину (скульптора С.Д. Меркурова).

В ночь с 21 на 22 апреля 1941 года обелиск был взорван. По официальной версии - поскольку он не вписывался в градостроительный контекст реконструированной улицы Горького. По легенде, сразу же после взрыва возле памятника случайно оказался директор Третьяковской галереи А. Замошкин. Он увидел голову статуи Свободы, валявшуюся на земле, и распорядился, чтобы ее отвезли в Третьяковку. По другой версии, директору позвонили из Моссовета и сказали: "Забирайте голову". Остальные детали памятника не сохранились...



Площадь в "промежутке" между памятниками (один снесли, другой еще не поставили)

"Площадь... меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев; потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии; она была высечена из шершавого серого камня и держала в руке гладкий шар. Художник Якулов называл его арбузом. Теперь на этой площади высится монумент основателю Москвы Юрию Долгорукому". А. Мариенгоф

_____________________

http://marfo-ma-obitel.livejournal.com/131212.html

http://www.oldmos.ru/photo/view/39076

http://www.intomoscow.ru/modules.php?name=Contentp&pa=article&id=26

http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=20303&rt=&print=1

http://fotki.yandex.ru/users/nat48762816/view/129658/?page=0

http://stomaster.livejournal.com/354090.html

kamine und ofen, moscow, urban, vintage photos

Previous post Next post
Up