Доходный дом купца Быкова (по другим источникам Бурова) (1909-1910, арх. Лев Кекушев). 2-я Брестская, 19. Фото 2008 года, из журнала
retromoscow
"Дом на 2-й Брестской улице пережил русскую революцию, Великую Отечественную войну, и с него даже штукатурка не осыпалась!
Не отвалилась ни одна керамическая плитка от фасада, в целости остались водосточные трубы и уникальные "дутые" стекла."
Однако реставрация дома не проводилась, он приходил в запустение.
В 2008 году Москомнаследие признал дом "выявленным памятником" архитектруры.
Это осложнило выполнение контракта на строительство комплекса зданий, заключенного владельцем здания Институтом автоматизации проектирования РАН и ООО "Финансист".
"Для владельцев здания признание его памятником архитектуры означало изменение проекта - в здании-памятнике невозможны новое строительство и реконструкция, а допускается только реставрация с приспособлением к современным условиям. Инвестору это грозило дополнительными затратами, а также усложнением процедуры согласований - по закону все этапы работ по реставрации должны были быть согласованы с Москомнаследием."
18 сентября 2009 года в доме произошел пожар.
http://www.izvestia.ru/news/353452 После него дом выглядел уже так:
Фото сентябрь 2009 года, из журнала
retromoscow "За неделю до пожара распоряжение правительства Москвы от 2007 г. "О разработке предпроектной документации на строительство комплекса зданий по адресу: ул. 2-я Брестская, д. 19/18, стр. 1, 3, 4" было признано недействительным. Причина - обретение домом охранного статуса.
"Узнав о пожаре, инспекция Москомнаследия выехала на объект и произвела фотофиксацию, - цитирует "ИНТЕРФАКС" источник в Москомнаследии. - После проведения необходимых расследований будет понятен объем бедствия. Пожар не повлияет на статус памятника. Все ценные элементы здания - в соответствии с предметом охраны - будут восстановлены."
Сильно пострадал верхний этаж одной половины здания, а в основном резные оконные рамы начала 20-го века, лепнина, керамический кабанчик достаточно хорошо сохранились. На снимках 2009 года видны уникальные дутые стекла от первоначальной расстекловки рам и дореволюционные водосточные трубы. Фотографии деталей фасада:
retromoscow Лепная маска льва над аркой въезда во внутренний двор.
Лепная маска льва над аркой въезда во внутренний двор.
Резные оконные рамы.
Дутые оконные стекла.
Деталь фасада.
Однако, реставрационные работы не проводились. Состояние в марте 2010 года:
А теперь:
Originally posted by
archnadzor at
Собирая осколки. 23 Декабря 2011«»
Этот дом растерзан.
Со времени пожара 2009 года мы привыкли к его виду тяжелораненого. Теперь он больше напоминает жертву пыток.
То, что с ним произошло за последние дни, сделал не огонь, не дождь, не ветер.
Роскошные резные оконные рамы 1909 года безжалостно выпилены.
На свежих срезах светится чистое, крепкое дерево, нетронутое гнилью.
С замка проездной арки срублена знаменитая маска льва - гордая подпись архитектора Льва Кекушева.
В ране алеет обнаженный кирпич, торчат из кладки оборванные концы проволоки, до последнего пытавшейся удержать свою ношу. Старинные дутые стекла, каких в Москве остались единицы, выбиты все до единого - целенаправленно, пропуская простые стеклышки, затесавшиеся среди благородного антиквариата. Из окон высунулись металлические балки, предназначенные для натягивания будущего фальшфасада. Недешевая конструкция, сделана на совесть. Это бы усердие, да в мирных целях...
На эту арматуру мы и водрузили нашу растяжку. Но прежде собрали осколки львиной маски. Снег уже покрыл их, но мы раскопали снег. Собирать осколки - как часто нам приходится это делать! Грустный музей «Архнадзора» пополняется едва ли не каждый месяц. Разбитые кирпичи, осколки гипса, обломки дерева, обрывки воспоминаний ложатся на одну чашу весов; на другой - слова и действия правительства Москвы, благие намерения и грозные заявления. Коромысло колеблется.
Поразительно корявое, неловкое вранье и наивный, детский вандализм заказчиков этого преступления. Сбить самую красивую лепнину, разбить антикварные стекла, которые сами по себе представляют материальную ценность, - для чего? Не иначе как для того, чтобы потом попытаться завершить начатую в 2009 году попытку снять памятник с охраны в связи с прискорбной утратой им историко-культурной ценности.
На дворе конец 2011-го. Они ничего не поняли и ничему не научились.
Они будут иметь дело с законом.
В финале акции мы навестили заместителя директора Института автоматизации проектирования господина Свирина и проинформировали его о том, что все действия, которые могут нанести ущерб памятнику, тщательно отслеживаются «Архнадзором», и любые попытки возобновить работы будут немедленно пресекаться при помощи полиции. Мы надеемся, что Мосгорнаследие и правоохранительные органы исполнят свой долг. Мы свой - исполним. Наш долг не служебный, а значит, никто не может нас от него освободить.
Мы будем добиваться своего, мы упорные.
Наши требования:
- привлечение виновных в долговременном выморачивании и преднамеренном повреждении выявленного объекта культурного наследия к уголовной ответственности по статье 243 УК РФ;
- наделение Дома Быкова статусом памятника архитектуры федерального значения.
Лев Кекушева вернется на свое место."
О Льве Кокушеве. Видеопередача "Достояние республики". Весна 2009.
You can watch this video on www.livejournal.com
Еще по теме:
http://retromoscow.livejournal.com/79010.htmlhttp://arch-heritage.livejournal.com/1104224.htmlhttp://arch-heritage.livejournal.com/527572.htmlhttp://archnadzor.livejournal.com/116761.htmlhttp://archnadzor.livejournal.com/116109.htmlhttp://chusovitin.livejournal.com/618164.htmlhttp://metro1935.livejournal.com/52040.html +
http://wlad11.livejournal.com/104325.html