Панагиар мастера Ивана Арипа

Apr 08, 2011 00:18



Панагиар (деталь). Мастер Иван. 1435 год.
The panagiar (liturgical vessel) of master Ivan. Novgorod, 1435.
Техника: серебро, позолота, скань, накладное литье.
Грановитая палата Новгородского кремля.


Два северных русских города-государства - Новгород и Псков - не были непосредственно затронуты монгольским вторжением XIII в. и продолжали поддерживать свою целостность и автономию в течение монгольского правления. Новгород должен был платить часть дани хану, но монголы не совершали набегов на него (щитом для Новгородского княжества были более южные княжества, в том числе Московское). Новгородское и псковское общество хранило как политическое, так и культурное наследие Византии и Киевского княжества. В Новгороде и Пскове сохранялись демократические формы правления. Можно предположить, что одной из политических целей Новгорода могло быть объединение русских земель. В этой федерации Новгород должен был сыграть центральную роль.

Пять новгородских провинций (пятины)



Карта выполнена А. Родионовым в 2000 г. http://gumilevica.kulichki.net/maps/vgv42.html
В нижнем левом углу я добавила зеленый маркер - это ориентировочное положение современной деревни Заверняйка. Про ближайшее древнее городище Ржеву XII-XIII вв. (Опочка была основана только в 1414), я уже писала. http://schwarzze.livejournal.com/178623.html#cutid1

"На фоне интенсивной политической жизни произошел значительный подъем новгородского искусства в XIV и XV вв. Выдающимся руководителем этого движения был архиепископ Новгорода Евфимий II (ок. 1396 - 1458).

Евфимий был избран на пост архиепископа Новгородским вече в 1429 г., но его кандидатура не была утверждена московским митрополитом Фотием, который был главой русской церкви в Московии и Литве; и новгородская епархия некоторое время оставалась свободной. Фотий умер в 1431 г.

В следующем году совет русских епископов назначил митрополитом епископа Рязани Иону. Но константинопольскому патриарху, которому в это время принадлежало право назначения русских митрополитов, великий князь литовский представил своего кандидата - епископа Герасима. Константинопольский атриарх возвел в сан Герасима.

Когда москвичи отказались принять его (ставленика литовского князя), Герасим сделал своей резиденцией Смоленск. Именно к Герасиму новгородцы обратились для утверждения кандидатуры Евфимия для новгородской епархии. Евфимий был, как полагается, возведен в сан архиепископа новгородского митрополитом Герасимом в 1434 г. Однако, уже в следующем году Герасим был сожжен на костре по приказу великого князя литовского (изменилась линия партии), и русская митрополитская кафедра вновь оказалась свободной.

Евфимий оставаясь на посту главы новгородской церкви двадцать пять лет. Его положение было уникальным, поскольку он был возведен в сан не митрополитом московским, а митрополитом, который был главой западнорусской церкви.

В отличие от многих московских духовных лиц Евфимий не был подозрителен по отношению к иностранцам. Согласно его "Житию", созданному сербским ученым Пахомием Логофетом, жившим в Руси с 1440 г., Евфимий приветствовал всех вновь прибывавших из-за рубежа, был приветлив и помогал им. В немецких источниках он назван "добрым покровителем и защитником немецких купцов".

До 1448 г. московские политические и церковные дела были в беспорядочном состоянии, и власть Евфимия над новгородской церковью была практически беспредельной. Послания москоского митрополита Ионы были выдержаны в форме совета, а не повелительного приказа. В целом же период пребывания Евфимия II в сане был отмечен быстрым ростом духа свободы и самостоятельности как в новгородской церкви, так и в новгородском обществе." Г.В. Вернадский "Россия в Средние века. II Новгород"



Святитель Евфимий. Резьба. Новгород. 1-я половина XVI века.
Рельеф с крышки раки святого в Вяжицком монастыре. Государственный Русский музей.

"Новгордское искусство в XV веке достигло большого расцвета. Ведущую роль в ремесленном городе играли мастерские владычного двора, куда тянулись строители, иконописцы, мастера прикладного искусства. Их развитие было связано с активной деятельностью архиепископа Евфимия II (1428-1458), ярого защитника сепаратистских устремлений новгородского боярства. Евфимий оказался хитрым и стойким противником москвы. Деятельность Евфимия в развитии различных видов искусств была выдающейся. Почти каждый год в Новгороде и окрестностях возводились храмы, продолжалось летописание, сочинялись новые литературные произведения с "чудесами" новгородских святых*, создавались уникальные композиции "житийных" и "явленных" икон. В мастерской Евфимия исполнялись лучшие произведения лицевого шитья в типично новгородском "живописном" стиле." Т. В. Николаева, "Прикладное искусство московской Руси"

На владычном дворе работали и квалифицированные мастера-серебряники, делавших церковную утварь для многочисленных храмов, сооружавшихся при Евфимии. Имя одного из них - Ивана известно из надписи на панагиаре 1435 г. из ризницы Софийского собора.



Панагиар. Мастер Иван. 1435 год.

Панагиар - сосуд, служивший для хранения в праздничные пасхальные дни хлеба (артоса), освещенного в честь Богородицы. На Пасху в Софийском соборе происходило освящение артоса, а затем в течение всей Святой недели панагиар находился в устроенной для него церкви Евфимия Великого. В наступившую субботу, после литургии артос раздробляли и раздавали верующим.

Все художественные элементы панагиара связаны с его символическим значением - совершать чин "панагии", т. е. освящения и вознесения богородичного хлеба. В связи с этим изображались и прославляющие богоматерь ангелы, композиции Вознесения, Богоматерь Знамение и Троица. Изображения соответствуют установленному на Руси благодаря деятельности московского митрополита Киприана (ок. 1330 - 1406) канону.

Устройство панагиара несложно: два больших кованых блюда с замочком-запором покоятся на высоком фигурном стояне, переходящем в поддон восьмилепестковой формы.

"Изображенная здесь на рисунке в церковной описи 1804 г. новгородского Софийского собора так обозначена: «Под № 875 панагия артосная, серебряная, золоченая, внутри вырезана Троица с Воплощением (Знамением), наверху крышки в круге Вознесение вольящатое, т.е. литое (фигурки святых динамичны и свободны, их лики не детализированы). По краям скань золочена, а под панагиею четыре Ангела литые, золоченые, поддон на литых львах подделан медью, местами поломан; весу в ней с медью одиннадцать фунтов».



Вознесение. Рисунок из альбома Ф. Г. Солнцева "Древности Российского государства"

Складной ковчег влагается сверху в стоянец, поддерживаемый с четырех сторон четырьмя литыми ангелами; они попирают львов, кои один у другого держа в зубах хвост, таким образом соединяются. Из этой купы фигур слагается целое - стоянец для панагии. Круглый поддон по верхнему ободку увенчан фризом из цветов." Ф. Г. Солнцев "Древности Российского государства"



Панагиар. Рисунок из альбома Ф. Г. Солнцева "Древности Российского государства"

"О времени и месте сооружения этой панагии, равно и о соорудителе свидетельствует нам самая на ней надпись:

"Въ лето ясное. ф сотное. индикта мц`а сентбр дня на вздвиженье чт`наг кр`та створена бысть понагия ся повеленьемъ пресвящнго Архиепископа великого Новагорода влц Евфимиy при великомъ князе Василье Васильевиче всея Руси. при князе Юрье Лоугвеньевиче. при посаднике великог Новагород Борисе Юрьевиче. при тысяцкомъ Дмитрие Васильевиче. А Cмастеръ Иванъ Асрипъ."

Здесь нам представляются власти духовные и гражданские Великого Новгорода: великий князь, новгородский князь, посадник, тысяцкий и, сверх того, самый мастер. Не касаясь великого князя Василия Темного, довольно известного из отечественной истории, скажем о прочих лицах, по ближайшему их отношению к истории Великого Новгорода и к одному из памятников его художества:

Литовский князь Юрий Семенович Лугвеньевич, или Лугвеньев, с женой своей переехал в Новгород в 1433 г. Пробыв там около семи лет, он отправился в Литву, где великий князь Казимир Ягайлович дал ему свою вотчину: Мстиславль, Крачев и другие волости. «Он же возгордясь, засяде Смоленск и Полотеск и Витепск, и бяше ему не полезно, и людем мятеж велий и брань», посему он того же лета удалился в Москву.

В истории Новгорода Евфимий II достопамятен не только архипастырскими подвигами, но и сооружением многих каменных церквей и палат, установлением звонящих часов. Этот архиепископ причтен к лику святых.

Новгородский посадник Борис Юрьевич встречается и в «Новгородской летописи». Имя его на панагии служит к определению времени, когда он занимал эту должность.

Дмитрий Васильевич как тысяцкий, т.е. военачальник в городе, занимал второе место после посадника как наместника.

И, наконец, мастер Иван Арип."

Исследователи придерживаются разных мнений о том, откуда происходил этот серебряник.

Ф. Г. Солнцев считает, что Иван Арип, "должен быть иностранец, один из ганзейских мастеров. У Дюканжа в «Словаре» среднелатинское aripus означает «сабля». Как Первая «Новгородская летопись» упоминает о немецких и новгородских мастерах, кои приводили в исполнение благочестивые желания владыки новгородского, то к числу первых принадлежал и Арип, современник Флора Братилова и Константина, золотых дел мастеров."

Ю. Н. Дмитриев был склонен причесть новгородский панагиар к работам московских мастеров, поскольку черты московского искусства в этом произведении "явственны и неожиданны", что выразилось, прежде всего, в композиции Троицы, близкой к рублевскому изводу (Троица Рублева - 1411 или 1427 г.), и в орнаменте скани (рисунок в виде свободно вьющегося вьюна с отростками с включениями из гладкой проволоки для расцвечивания их мастиками, следует московскому искусству).



Ветхозаветная Троица. Рисунок из альбома Ф. Г. Солнцева "Древности Российского государства"

Однако Т.В. Николаева считает, что автором этого произведения был новгородский мастер. Так, например, в орнаменте использован типичный прием новгородской скани - скобы, выложенные из сдвоенной сканной нити. Начертание букв близко новгородской школе письма.
Однако Николаева подчеркивает: "Серебряник Иван был знаком и с образцами западноевропейской торевтики, умело применив на своем изделии готические орнаментальные элементы в виде крестоцветов и скульптурные фигуры львов. Этот мастер владел многими видами ювелирной техники, которые он применил на одной только вещи. Ему знакомо искусство литья, чеканки и ковки, гравюры и скани. Он применил и золочение и расцвечивание эмалью. Он грамотен в начертании подписей. Это был лучший художник, выполнявший заказы Евфимия."



Рисунок из альбома Ф. Г. Солнцева "Древности Российского государства".
"«Воплощением» в описи назван образ Богоматери с Предвечным Младенцем, обыкновенно именуемый Знамением Пресвятой Богородицы; вокруг ее по краям вырезан ирмос: Чеснейшu херуви и славнейшu во їстиннu серафимъ, безъ їстлени Бога слова рожд, сущую Бчу та величаемъ."

___________________________________________________________________

http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv421.htm
http://gumilevica.kulichki.net/maps/vgv42.html
http://john-petrov.livejournal.com/958685.html
Т. В. Николаева "Прикладное искусство московской Руси"
http://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/detinec/faceted-chamber/panagiar/
http://www.sedmitza.ru/text/630596.html иконография Евфимия
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st015.shtml Троица

* Среди литературных произведений, поддержанных Евфимием, был цикл повествований, основанных на жизни и деяниях двух дальних предшественников Евфимия - архиепископа Ивана (Иоанн, около 1170 г.) и архиепископа Моисея (1325-1329 и 1352-1359 гг.). Их целью было прославление новгородских святых и таким образом увеличение влияния новгородской церкви. Во времена Ивана, гласила одна из историй, суздальские армии, ведомые многими князьями под командованием Андрея Боголюбского, напали на Новгород. По совету Ивана, новгородцы взяли почитаемую икону Богоматери из храма, которому она принадлежала, и поместили ее на стене напротив врагов, надеясь, что последние воздержатся от нападения. Суздальцы, однако, продолжали посылать стрелы, и несколько попало в икону. Из глаз Богоматери, по преданию, покатились слезы. Суздальцы были поражены слепотой и бежали от Новгорода. Мотив этого повествования был использован в композиции иконы Знамения Богородицы конца XV в. Автор повествования с горечью жаловался, что объединенные силы князей, напав на Новгород, предали поруганию единство русских людей и христианскую веру.

Идея единства русских людей легла в основу новгородской исторической литературы XV в. При Евфимий (около 1446 г.) была предпринята попытка написания на основе более ранних русских летописей (как новгородских, так и иных) целостной истории России. В наши дни это произведение известно как "Новгородско-софийский свод". Новой чертой его является включение исторических, географических и юридических примечаний, среди которых и "Список русских городов", упомянутый выше. "Свод" не был сохранен как целое, но части его остались в некоторых новгородских летописях меньшего размаха - в четвертой новгородской летописи и первой софийской летописи. "Перечень", равно как и свидетельства аналогичного характера, были также включены в вариант первой новгородской летописи со "Списком русских митрополитов". Последнее имя в этом перечне - Герасим, возведший в сан Евфимия. Среди иных примечаний в этой части кодекса - перечень русских великих князей (от Рюрика до Василия II) и перечень новгородских князей, глав города (посадников), тысяцких и архиепископов.




Novgorod, having managed to avoid devastation during the days of the Mongol invasion, preserved the greatest spiritual and artistic values claimed by Russian culture during the period of its new rise in 14th -15th centuries. The most ancient Russian icons date back to these days, as well silver liturgical vessels from St. Sophia Cathedral, as rare samples of gold needlework and embroidery. The panagiar of master Ivan 1435 retain tectonic clarity of form and ornamentation, emphasizing the structure of the object.

pictures, xv, novgorod, madonna, ascension, peskau, ortodoxy, plastic art, russia, kunstmetall

Previous post Next post
Up