Charles Alexander Jencks

Mar 15, 2011 00:34



«Сад космических размышлений» в Портрек Хаус под Дамфрисом на юго-западе Шотландии. Собственный сад Чарльза Дженкса. 1989-2007.
Площадки, сады, мосты, рельефы, скульптуры, террасы, ограды и архитектурные сооружения.

The Garden of Cosmic Speculation is at Portrack House, near Dumfries in South West Scotland. It is a private garden created by Charles Jencks. 1989-2007. Forty major areas, gardens, bridges, landforms, sculptures, terraces, fences and architectural works.

Photo by Bill Ward. Panoramic views

«Сад космических размышлений» был создан под влиянием теорий из области естественных наук и математики. Скульптуры и объекты ландшафтного дизайна в парке - это воплощение математических формул (фракталы) и физических явлений (напр. черные дыры). Сад не изобилует растениями, но элегантно сочетает в себе природные красоты и искуственно созданные линии ландшафта.



Об истории создания это удивительного парка можно прочитать в книге Чарльза Дженкса
«Сад космических размышлений», текст которой на английском размещен в интернете
(The Garden of Cosmic Speculation, Frances Lincoln Limited, London, October 2003. eng):
http://books.google.ru/books?id=Wp61pwpYHHEC&pg=PA35&lpg=PA35&dq=Garden+of+Cosmic+Speculation+plan&source=bl&ots=HioC0KEglq&sig=fp9teXDfxJbOR8f9iMmeMILJZhg&hl=ru&ei=nVd-TZb9Aofysgbr6PjhBw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CB0Q6AEwADgK#v=onepage&q&f=false



Можно увеличить, чтобы прочитать все записи.
















Сад является частным, но открывает свои двери для всех желающих один день в году. Вырученные средства идут в благотворительный фонд помощи онкологическим больным имени Мэгги Кесвик Дженкс, покойной жены Чарльза Дженкса.

Этому саду посвящена симфоническая композиция Майкла Гандольфи, которую он сочинил для Бостонского симфонического оркестра и Танглвудского Музыкального центра. Фрагмент этой композиции был впоследствии записан симфоническим оркестром Атланты, под руководством дирижера Роберт Спано, и был номинирован на звание "Лучшей современной классической композиции" в 2009 году на премии "Грэмми".

image Click to view






"Чарльз Дженкс (англ. Charles Alexander Jencks; род. 1939, Балтимор, США) - американский архитектор, стоявший у истоков и разрабатывавший теорию постмодернизма в современной архитектуре; архитектурный критик; историк архитектуры; автор многочисленных статей и монографий; практикующий архитектор, ландшафтный дизайнер.

Чарльз Дженкс в 1975 году впервые обозначил новую архитектуру как постмодернистскую. Место гибели модернизма зафиксировано им 15 июля 1972 года в 15 часов 32 минуты в Сент-Луисе, Миссури, США, на месте взрыва трех десятков жилых высоток архитектора Минору Ямасаки.

Идеология модернизма, согласно Дженксу, представляла собой утопические и идеализированные теории, основанные на едином (интернациональном) стиле. Постмодернисты отказываются от какого бы то ни было единого стиля, от стиля вообще (если понимать под этим некое всеобъемлющее явление), узаконив плюрализм решений. Характерная для модернизма интернационализация художественных приемов сменяется отчетливым регионализмом, локальностью эстетических поисков, тесно связанных с национальным, местным, городским, экологическим контекстом. Так, распространение постмодернизма в архитектуре замедлило разрушение исторических центров городов, возродив интерес к старинным зданиям, урбанистическому контексту, улице как градостроительной единице.

В 1977 году была опубликована книга Чарлза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма», оказавшая огромное влияние на профессиональное сознание архитекто­ров и являющаяся «библией постмодернизма». В 1996 году Дженкс сформулировал 13 позиций архитектуры постмодернизма:

Основные ценности:

1. Амбивалентность предпочтительней одновалентности, воображение предпочтительней вкуса.
2. «Сложность и противоречивость» предпочтительней сверхпростоты и «минимализма».
3. Теория сложности и теория хаоса являются более основательными в объяснении природных явлений, чем линейная динамика; это значит, что «истинно природное» в своем поведении скорее нелинейно, чем линейно.
4. Память и история органически связаны с нашим генетическим кодом, нашим языком, нашим стилем и нашими городами и потому являются ускорителями нашей изобретательности.

Лингвистика и эстетика:

1. Вся архитектура изобретается и воспринимается с помощью кодов, отсюда - «языки» архитектуры, отсюда - символическая архитектура, отсюда - двойное кодирование.
2. Все коды испытывают влияние семиотической общности и различных типов культур, отсюда - необходимость плюралистической культуры для проектирования, основанного на принципах радикального эклектизма.
3. Архитектура - «язык» для публики, отсюда - необходимость в появлении постмодернистского классицизма, который отчасти основан на архитектурных универсалиях, отчасти на образах прогрессирующей технологии.
4. Архитектуре требуется орнаментализация (придание образных черт, паттернализация), которая должна быть либо символической, либо «симфонической»; отсюда - уместность обращения к современным информационным теориям.
5. Архитектуре требуется метафоричность, которая должна приблизить нас и к природным, и к культурным проблемам; отсюда - использование зооморфной образности, домов с «человеческими лицами», отсюда же - иконография высокой технологии. Всё это - вместо метафоры «машина для жилья».

Урбанистика, политика, экология:

1. Архитектура должна формировать город, отсюда - контекстуализм, коллажность, неорационализм, мелкоквартирное планирование, смешение типов пользователей и типов строений.
2. Архитектура должна кристаллизовать социальную реальность в современном городе глобального типа - гетерополисе, что очень важно для плюралистичности этнических групп, отсюда - партиципационный подход к проектированию и адхокизм.
3. Архитектура должна учитывать экологическую реальность нашего времени и уметь поддерживать свое развитие, зеленую архитектуру и космический символизм.
4. Мы живем в удивительной, творящей, самоорганизующейся Вселенной, которая ещё только готовится к различным вариантам определённости, отсюда - необходимость в космогенной архитектуре, которая прославляет критицизм, процессуальность и иронию. " http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D1%81,_%D0%A7%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%8C%D0%B7



"Рельеф Уэда" (эскеры или озы). Рельеф для Шотландской Национальной Галлерей Современного Искусства в Эдинбурге выполнен по дизайну Charles Jencks совместно с Terry Farrell & Partners. Состоит из из извилистых земляных насыпей с террасами вокруг трех небольших прудов.

“LANDFORM UEDA” (ueda - eskers on the lawn)
Landform Ueda, Gallery of Modern Art, Edinburgh, 1999-2002 (with Farrell and White).
A landform based on a strange attractor and the flow of earth and traffic.







"Сегодня архитекторы пытаются достичь эффекта намека на задуманный образ, а не воссоздать его точную репрезентацию, и это обогащает архитектуру множеством кодировок и значений. Один из наиболее ярких примеров стратегического создания образа с множеством значений - Музыкальный центр в Порто, Португалия (арх. Рэм Колхаас, 1999-2005). Это своеобразная головоломка с большим количеством метафор.



Дом музыки (Casa da Música, Rem Koolhaas) - спроектированный Ремом Колхасом концертный зал в историческом центре Порту, 2001-2005 гг.



Музей Гуггенхайма в Бильбао. Арх. Фрэнк Гери, 1997 г.
Guggenheim Museum Bilbao, architect Frank Gehry, 1997.



Иллюстрация из книги Ч. Дженкса «Здание-икона» (2005).

К чему такие гротескные игры? Сегодня архитекторы обращаются за вдохновением к самым разным сферам и образам. Почему мы не можем признать, что архитектура сама по себе богатая, сложная и самодостаточная культура?

Архитектура безусловно имеет свой собственный язык, полный архитектурных значений без всяких внешних ссылок. Главное же в том, что архитектура вообще может делать все, что ей хочется. Мы свободны в своем выборе, и это нужно понять! Вот почему мы должны быть критичными. Архитектура - это социальная, философская и духовная сфера искусства. Это искусство можно ограничить в его проявлениях, но зачем? Архитектура будет значительно богаче, если она содержит в себе абстракции, символы или элементы природы, космоса, философии, науки, анатомии, лингвистики, политики и экономики."

Владимир Белоголовский
О модернизме с видом на Центральный парк
Беседа с Чарльзом Дженксом, ведущим британским критиком и теоретиком архитектуры
XXII-MMVII - 11.12.2007


www.charlesjencks.com

http://anirik-01.livejournal.com/661352.html

http://www.independent.co.uk/news/science/the-science-of-gardening-as-explained-to-renowned-physicists-1942110.html?action=Popup

http://bbedit.sx.atl.publicus.com/apps/pbcs.dll/article?AID=/20110308/NEWS0107/103080304/1025/FEAT&nav_category=FEAT

http://telserg.livejournal.com/249440.html#cutid1

http://www.flickr.com/photos/supergolden/sets/72057594139460353/

http://morfis.wordpress.com/2010/10/11/%CF%84he-garden-of-cosmic-speculation/

messuage, art, books, pond, plastic art, photos, surrealistic, landscape design

Previous post Next post
Up