"Помпеи. Тайны погребенного города"

Feb 22, 2011 20:32



Фреска с изображением птиц, сидящих на садовой ограде. Помпеи, 1 в.н.э. (fresco from Pompeii, 1 century AD).

Летом 2010 года я посетила выставку "Помпеи. Тайны погребенного города" в Московском Историческом музее.
В основном на выставке были представлены фрески, изображавшие богов и героев, пейзажи, натюрморты.


Натюрморты мне понравились больше всего. Нежная цветовая гамма, внимание к деталям. Мне показалось, что избегая глубокой перспективы, художники размещали предметы не в плоскости стола, а на полочках.










Любопытными мне показались пейзажи. Здесь, в отличие от более ранних античных фресок, художники уже пытались передать ощущение глубины пространства. С тонким архитектоническим чувством настенные росписи мастера размещали в нарисованных рамах так, что они не ковром покрывали стенную плоскость, разрушая ее, а производили впечатление картин - окон в другое пространство. Ощущения от этих морских пейзажей скорее импрессионистские.










Композиции с изображением богов и героев также размещались в воздушном пространстве, а не на на некоем абсолютно абстрактном фоне, как на более ранних фресках. В их прорисовке была видна свето-теневая моделировка, достаточно реалистично изображены ткани и фигуры.



Циклом Полифем (ослепленный Одисеем), влюбленный в Галатею, получает от нее письмо от сидящего на дельфине Эрота. Действие происходит на Сицилии.

Но в целом с этой небольшой экспозиции я вышла в прескверном настроении. Меня расстроило столь неожиданное от античного искусства ощущение некоего распада целостности, утерянной гармонии, будто бы я увидела свидедельство того, что разрушение помпеянской культуры началось еще до извержения Везувия.

Ближе всего мне показались усложненные композиции фресок, с вытянутыми фигурами, к искусству европейского маньеризма. Мне подумалось, что это лишь тени тех произведений, чье совершенство просматривается даже в этих искаженных копиях. Похожие ощущение сложилось бы, наверное, если в Эрмитаже посетить только зал маньеристов, без осмотра живописи мастеров Возрождения.

Спасибо spqr_ru за цитату из египтолога Ф.Питри, относящуюся, правда, к фаюмским портретам, но очено точно созвучную моим впечатлениям: "Это был лишь похоронный обряд в провинциальном египетском городе в римскую эпоху, когда изобразительное искусство, по большому счету, сильно деградировало. Эти рисунки давали возможность, пожалуй, понять, какой была античная живопись и каким высоким уровнем она должна была обладать в пору своего расцвета, если сравнивать с тем что мы знаем - за исключением отдельных фресок в Помпеях. Практически в каждой заметен известный маньеризм, недостатки легко заметить, но в них есть живость, чувство, экспрессия, говорящая о достоинствах других, лучших образцов, которые по всей видимости, были остатками величайшей школы, чьи традиции и мастерство не полностью исчезли (имеется в виду Греция)... Технические приему этого письма много обсуждались среди специалистов. Разумеется, цвета смешаны с расплавленным воском в качестве основы, и существует предположение, что они создавались и кистью и гравировальной иглой... На некоторых портретах смелость письма напоминает почти современный романтизм, на расстоянии шести-восьми футов он производит идеальное впечатление."

Под исключительными отдельными фресками в Помпеях, скорее всего, подразумевались фрески Дома Мистерий, которые не были представлены на вставке. Предлагаю насладиться другими работами помпеянских мастеров с эскпозиции:



Беседующие женщины. Картина со стены датируемой III веком до н.э.



Сцена с изображением суда Париса.
Справа Парис, призванный Зевсом разрешить спор о красивейшей из женщин между Афиной, Афродитой и Герой. Гера пообещала Парису власть, Афина мудрость и победы, Афродита любовь прекраснейшей из женщин. На Парисе фригийский костюм, характерный головной убор и сандали. Рядом Гермес с железным жезлом, Гера роскошно одетая, Афина с оружием, Афродита снимает плащ.



Проводы Хризеиды домой. Хризеида, дочь жреца храма Апполона в Троаде, была взята в плен Агамемноном. Однако разгневанный Апполон наслан на ахейцев эпидемию и Хрезеиду пришлось вернуть домой.



Похищение Гиласа нимфами. Гилас спутник Геракла в путешествии Аргонавтов пошел за водой, когда они остановились в Мизии. нимфы увидели его и поразились его красотой, Они увлекли его в воду чтобы сделать бессмертным.



Крылатый Гений с рогом изобилия и Афродита Урания.



Три грации, богини веселья и радости, дочери Зевса и Евриномы. Аглая (блестящая), Евросина (радость), Талия (цветущая) служили Афродите, но часто сопровождали Аполлона, Эроса.






Федра на троне рядом стоят ее пасынок Ипполит и его кормилица. Федра была влюблена в Ипполита, но отвергнута им. Она оклеветала его, что привело к его ранней смерти.



Федра узнает о смерти своего пасынка Ипполита, которого она любила.



Нарцисс входящий в воду. Опирается о колонну с лентой, оставшейся от проведенного ритуала. Рядом Амур тушит факел в воде - знак скорой смерти. На втором плане нимфа Эхо, тающая от любви к Нарциссу, от нее остался только голос.

Были о образцы резьбы по мрамору:



Декоративный медальон с изображением сцен вакханалии.



Атлет.






Статуя Амура с зайцем.



Статуя мальчика с гусем.

Посуда и украшения:



Кубок на высокой ножке.



Золотое ожерелье.




Ряд фотографий и подписи с указанием мифологических сюжетов из поста spqr_ru http://spqr-ru.livejournal.com/2790.html

Фотографии из Помпей http://spqr-ru.livejournal.com/2885.html#cutid1

Статья по истории Помпей http://spqr-ru.livejournal.com/4791.html#cutid1

http://vespig.wordpress.com/2010/06/17/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%B8-%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/

http://www.liveinternet.ru/community/contemporary_art/post128659454/

http://community.livejournal.com/nesku4no/264295.html

art, expositions, pfau, fresco, jewelry, impressions, antic

Previous post Next post
Up