![](https://lh5.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPQ_7GKbTI/AAAAAAAADpc/Q31407rTbFQ/s640/pompei002.jpg)
Фреска с изображением птиц, сидящих на садовой ограде. Помпеи, 1 в.н.э. (fresco from Pompeii, 1 century AD).
Летом 2010 года я посетила выставку "Помпеи. Тайны погребенного города" в Московском Историческом музее.
В основном на выставке были представлены фрески, изображавшие богов и героев, пейзажи, натюрморты.
Натюрморты мне понравились больше всего. Нежная цветовая гамма, внимание к деталям. Мне показалось, что избегая глубокой перспективы, художники размещали предметы не в плоскости стола, а на полочках.
![](https://lh4.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPUJxG9VMI/AAAAAAAADp0/jrEuKPvyWRc/s800/1801711_12.jpg)
![](https://lh3.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPUwjcNkzI/AAAAAAAADqI/w_WlcwwZbkI/s800/image_46788.jpg)
![](https://lh6.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPUJ5TDOTI/AAAAAAAADp4/lg4Zpv6bOHc/s800/image_46787.jpg)
Любопытными мне показались пейзажи. Здесь, в отличие от более ранних античных фресок, художники уже пытались передать ощущение глубины пространства. С тонким архитектоническим чувством настенные росписи мастера размещали в нарисованных рамах так, что они не ковром покрывали стенную плоскость, разрушая ее, а производили впечатление картин - окон в другое пространство. Ощущения от этих морских пейзажей скорее импрессионистские.
![](https://lh5.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPJ0x4S3aI/AAAAAAAADnk/4hScmpyCXXg/s800/IMG_2160.jpg)
![](https://lh5.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPJ0xymsjI/AAAAAAAADng/HmTyCXFuLqQ/s800/IMG_2158.jpg)
![](https://lh6.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPJ03PT-mI/AAAAAAAADnc/i9KCwtIRUbQ/s800/IMG_2156.jpg)
Композиции с изображением богов и героев также размещались в воздушном пространстве, а не на на некоем абсолютно абстрактном фоне, как на более ранних фресках. В их прорисовке была видна свето-теневая моделировка, достаточно реалистично изображены ткани и фигуры.
![](https://lh6.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPk46cTe8I/AAAAAAAADqg/UUmmm3LNVgk/s800/1801728_29.jpg)
Циклом Полифем (ослепленный Одисеем), влюбленный в Галатею, получает от нее письмо от сидящего на дельфине Эрота. Действие происходит на Сицилии.
Но в целом с этой небольшой экспозиции я вышла в прескверном настроении. Меня расстроило столь неожиданное от античного искусства ощущение некоего распада целостности, утерянной гармонии, будто бы я увидела свидедельство того, что разрушение помпеянской культуры началось еще до извержения Везувия.
Ближе всего мне показались усложненные композиции фресок, с вытянутыми фигурами, к искусству европейского маньеризма. Мне подумалось, что это лишь тени тех произведений, чье совершенство просматривается даже в этих искаженных копиях. Похожие ощущение сложилось бы, наверное, если в Эрмитаже посетить только зал маньеристов, без осмотра живописи мастеров Возрождения.
Спасибо
spqr_ru за цитату из египтолога Ф.Питри, относящуюся, правда, к фаюмским портретам, но очено точно созвучную моим впечатлениям: "Это был лишь похоронный обряд в провинциальном египетском городе в римскую эпоху, когда изобразительное искусство, по большому счету, сильно деградировало. Эти рисунки давали возможность, пожалуй, понять, какой была античная живопись и каким высоким уровнем она должна была обладать в пору своего расцвета, если сравнивать с тем что мы знаем - за исключением отдельных фресок в Помпеях. Практически в каждой заметен известный маньеризм, недостатки легко заметить, но в них есть живость, чувство, экспрессия, говорящая о достоинствах других, лучших образцов, которые по всей видимости, были остатками величайшей школы, чьи традиции и мастерство не полностью исчезли (имеется в виду Греция)... Технические приему этого письма много обсуждались среди специалистов. Разумеется, цвета смешаны с расплавленным воском в качестве основы, и существует предположение, что они создавались и кистью и гравировальной иглой... На некоторых портретах смелость письма напоминает почти современный романтизм, на расстоянии шести-восьми футов он производит идеальное впечатление."
Под исключительными отдельными фресками в Помпеях, скорее всего, подразумевались фрески Дома Мистерий, которые не были представлены на вставке. Предлагаю насладиться другими работами помпеянских мастеров с эскпозиции:
![](https://lh3.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPk4iBFypI/AAAAAAAADqQ/_n7ePFNI3M4/s800/1801703_4.jpg)
Беседующие женщины. Картина со стены датируемой III веком до н.э.
![](https://lh3.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPk42q8nLI/AAAAAAAADqY/LCkVqumSgcc/s800/1801726_27.jpg)
Сцена с изображением суда Париса.
Справа Парис, призванный Зевсом разрешить спор о красивейшей из женщин между Афиной, Афродитой и Герой. Гера пообещала Парису власть, Афина мудрость и победы, Афродита любовь прекраснейшей из женщин. На Парисе фригийский костюм, характерный головной убор и сандали. Рядом Гермес с железным жезлом, Гера роскошно одетая, Афина с оружием, Афродита снимает плащ.
![](https://lh6.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPk4xBDtgI/AAAAAAAADqc/UXjvVFq0lMU/s800/1801727_28.jpg)
Проводы Хризеиды домой. Хризеида, дочь жреца храма Апполона в Троаде, была взята в плен Агамемноном. Однако разгневанный Апполон наслан на ахейцев эпидемию и Хрезеиду пришлось вернуть домой.
![](https://lh5.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPrUrGHgAI/AAAAAAAADqw/a9Z3K8MDTnA/s800/1801729_30.jpg)
Похищение Гиласа нимфами. Гилас спутник Геракла в путешествии Аргонавтов пошел за водой, когда они остановились в Мизии. нимфы увидели его и поразились его красотой, Они увлекли его в воду чтобы сделать бессмертным.
![](https://lh3.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPrUWf2e3I/AAAAAAAADqs/DtI0q3tatNo/s800/1801723_24.jpg)
Крылатый Гений с рогом изобилия и Афродита Урания.
![](https://lh5.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPsJlX7HjI/AAAAAAAADq0/i2ZVnDrfbrE/s800/image_46783.jpg)
Три грации, богини веселья и радости, дочери Зевса и Евриномы. Аглая (блестящая), Евросина (радость), Талия (цветущая) служили Афродите, но часто сопровождали Аполлона, Эроса.
![](https://lh4.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPKSEaUHeI/AAAAAAAADoo/sAOk71lbFMk/s800/IMG_2225.jpg)
![](https://lh3.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPKDfvqDnI/AAAAAAAADoI/dy6wucf3ZYg/s800/IMG_2194.jpg)
Федра на троне рядом стоят ее пасынок Ипполит и его кормилица. Федра была влюблена в Ипполита, но отвергнута им. Она оклеветала его, что привело к его ранней смерти.
![](https://lh4.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPKSIYwTKI/AAAAAAAADos/6IA1w4s3FBY/s800/IMG_2231.jpg)
Федра узнает о смерти своего пасынка Ипполита, которого она любила.
![](https://lh5.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPJ81OWfnI/AAAAAAAADn4/Kd868jxohU0/s800/IMG_2170.jpg)
Нарцисс входящий в воду. Опирается о колонну с лентой, оставшейся от проведенного ритуала. Рядом Амур тушит факел в воде - знак скорой смерти. На втором плане нимфа Эхо, тающая от любви к Нарциссу, от нее остался только голос.
Были о образцы резьбы по мрамору:
![](https://lh5.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPQf_06uZI/AAAAAAAADpI/8zDw9-EssHc/s800/1801700_1.jpg)
Декоративный медальон с изображением сцен вакханалии.
![](https://lh5.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPKSP7VJVI/AAAAAAAADow/bOqOXjIuT1o/s800/IMG_2242.jpg)
Атлет.
![](https://lh3.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPJ8dGqcYI/AAAAAAAADo8/41_XIUnZrzk/s800/IMG_2163.jpg)
![](https://lh4.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPk48GtEzI/AAAAAAAADqU/Ii4Pcnor6MU/s800/1801708_9.jpg)
Статуя Амура с зайцем.
![](https://lh6.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPQ_0AfyJI/AAAAAAAADpg/9Ur4V_gxCoU/s800/image_46786.jpg)
Статуя мальчика с гусем.
Посуда и украшения:
![](https://lh3.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPu9V6W9zI/AAAAAAAADq8/h25d7XcaR-0/s800/image_46785.jpg)
Кубок на высокой ножке.
![](https://lh6.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPQ_4yn9EI/AAAAAAAADpk/0aYHXCzLRG8/s800/image_46789.jpg)
Золотое ожерелье.
![](https://lh5.googleusercontent.com/_Tz5EM3jEbIU/TWPx3fp8DfI/AAAAAAAADr0/8sDlAIUp7jc/s800/pompei001.gif)
Ряд фотографий и подписи с указанием мифологических сюжетов из поста
spqr_ru http://spqr-ru.livejournal.com/2790.html Фотографии из Помпей
http://spqr-ru.livejournal.com/2885.html#cutid1 Статья по истории Помпей
http://spqr-ru.livejournal.com/4791.html#cutid1 http://vespig.wordpress.com/2010/06/17/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%B8-%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/ http://www.liveinternet.ru/community/contemporary_art/post128659454/ http://community.livejournal.com/nesku4no/264295.html