Hans Bellmer

Feb 11, 2011 01:02




Самым дорогим произведением сюрреалистической фотографии в 2008 году
стала проданная на торгах Sotheby’s
за 260 тысяч долларов
"Кукла" Ханса Беллмера
из коллекции Квиллана (The Quillan Collection).













Впервые восемнадцать фотографий кукол Ханса Беллмера, вызвавших восхищение Андре Бретона, были опубликованы в парижском сюрреалистском журнале «Минотавр» в 1934 году. В том же году серия «Die Puppe» («Кукла») была отпечатана крошечным тиражом в частном издательстве г. Карлсруэ без имени автора, который, тем не менее, был причислен после этого нацистской пропагандой к дегенеративному искусству.




Работу над своей первой куклой Беллмер начал в 1933 году с помощью кукольного мастера, художницы по костюмам Лотте Притцель, вдохновленный рядом событий из личной жизни. Среди них - влюбленность в свою юную кузину, просмотр оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана», в которой Гофман трагически влюбляется в куклу-автоматон, приняв ее за женщину под влиянием злых чар, и лишь в финале узнает о своей ошибке, а также ностальгия, вызванная присланной матерью коробкой детских игрушек. В обращении к этой теме и её дальнейшей трактовке на художника повлияла автобиографическая книга Оскара Кокошки «Фетиш» (1925), а позднее - труд австрийского психиатра Пауля Шильдера «Образ и облик человеческого тела» (1935) и книга французского психиатра Жана Лермитта «Образ нашего тела» (1939).




Беллмер начал работать над эротизированным образом деформированной куклы, противопоставляя свой замысел официальному культу «арийского» здоровья и эстетике «классического» тела в Германии 30-х годов.






Последующие несколько лет Беллмер посвятит изучению женского и детского тела как предмета запретных желаний, расчленяя его на фрагменты, мешая конечности и органы, отображая отчаяние неудовлетворенного плотского желания и исследуя тонкие грани между между живым и механическим, телом и пластиком, страстью и бесстрастностью.











Hans Bellmer, La Poupee, 1935-49
Hand colored vintage gelatin silver prints






Кукла. 1937. Дворец Короля Убу. 1937 (белые чернила на бумаге).



Кукла. 1936 (повтор 1965). Фрагмент.

В 1938 Беллмер эмигрировал во Францию. Летом 1939 как подданный Германии был заключен французскими властями в лагерь «Tuilerie des Milles», где, среди многих, находились Леон Фейхтвангер, Макс Эрнст, художники Фердинанд Шпрингер, Вольс и др. С 1941 по 1944 жил на юге Франции (Кастр, Тулуза), затем вернулся в Париж.



1940.



1942.




В 1953 познакомился в Берлине с немецкой художницей и писательницей Уникой Цюрн. Для Беллмера это была выездная гастроль, поскольку он уже 15 лет жил во Франции. Цюрн покорила сердце Беллмера тем, что была очень похожа на одну из сконструированных им кукол. Они влюбляются друг в друга, и Уника переезжает с ним в Париж.



Уника. 1959.




Уника Цюрн родилась в Берлине 6 июля 1916. Вилла ее родителей в Груневальде была полна экзотических вещей - отец Уники, кавалерийский офицер, много путешествовал по Азии и Африке. Позже восточные мотивы будут часто возвращаться в ее рисунках и текстах. С ранних лет девочка страдала шизофренией, о которой рассказала в автобиографической новеле „Темная весна“ (1967): «Уже в детстве я расщепляюсь на две половины… Насколько я понимаю, во мне недостаточно мужчины и недостаточно женщины, но хватает ровно настолько, чтобы мешало жить». Книга заканчивается описанием неудачной попытки самоубийства, когда 12-летняя Уника выпрыгнула из окна.
После окончания гимназии она работала в киноконцерне «УФА», сначала монтажером, потом сценаристом и постановщиком рекламных фильмов. В 1942 году вышла замуж, однако уже через три года развелась. От этого брака у Цюрн родилось двое детей, которых она оставила под опекой отца. До встеречи с Беллмером Уника жила на гонорары от фельетонов, которые публиковали в берлинских газетах.



Уника. Кон. 30-х. Фотограф неизвестен.

В Париже Уника Цюрн попала в круг сюрреалистов, познакомилась с Бретоном, Ман Реем, Максом Эрнстом, Марселем Дюшаном и увлеклась составлением анаграмматических стихотворений и автоматическим рисованием. Она также принимала участие в смелых экспериментах Беллмера, позируя ему для серии фотографий „Венера Эрменонвиля“. Теперь уже не кукла, а туго перетянутое веревками тело Уники превращается в „измененный телесный ландшафт“. „Хранить в прохладном месте“ гласит подпись к одному из этих фото.



„Венера Эрменонвиля“




В 1957 году Цюрн встретилась с Анри Мишо - бельгийским поэтом и художником, который употреблял мескалин и в узких кругах был известен как практикующий экзорцист. Под его влиянием Уника начала принимать галлюциногены, после чего черный маг Мишо превратился для нее в галлюцинацию - жасминового человека из детского сна.



Графика Уники Цюрн. Здесь больше ее работ: http://artpages.org.ua/palitra/unika-c-rn-i-autsayderskoe-iskusstvo.html

В последующие десять лет кризисы многократно повторяются: острые приступы мании Уники сменяются депрессией, которая иногда затягивается на долгие месяцы. Несмотря на многочиленные конфликты из-за ее болезни и алкоголизма Беллмера их отношения продолжаются.



The Rape of Europe, copper etching 1967.
Похищение Европы. Гравюра на меди. 1967.

В 1970 Беллмер перенес тяжелый инсульт, практически потерял способность передвигаться.



Автопортрет. 1971.

После инсульта Беллмера Цюрн покончила с собой, выбросившись из окна парижской квартиры. После своей смерти в 1975 Беллмер был похоронен, по его завещанию, рядом с Уникой Цюрн на кладбище Пер-Лашез. Эпитафия на их могиле составлена из слов, которые Беллмер написал для похоронного венка Уники почти за пять лет до этого: “Моя любовь последует за тобой в Вечность.”







http://artpages.org.ua/palitra/hans-bellmer-i-ego-kukli.html

http://artpages.org.ua/palitra/unika-c-rn-i-autsayderskoe-iskusstvo.html

http://www.moma.org/collection/browse_results.php?criteria=O%3AAD%3AE%3A452&page_number=2&template_id=10&sort_order=1

http://d-d.natanson.pagesperso-orange.fr/artistes_milles.htm

http://zooart.livejournal.com/185215.html

http://www.centrepompidou.fr/Pompidou/Manifs.nsf/AllExpositions/A90DCCC5AB92A1C5C125706100340212?OpenDocument&sessionM=2.10&L=2

http://sauer-thompson.com/conversations/archives/002329.html

http://d-d.natanson.pagesperso-orange.fr/artistes_milles.htm

http://fantomatik75.blogspot.com/2010/03/les-jeux-de-la-poupee-hans-bellmer.html?zx=1cc2d498264925da

graphic arts, photographers, germany, art, plastic art, surrealistic, vintage photos

Previous post Next post
Up