Новоиерусалимский монастырь

Jan 11, 2011 13:31



В ноябре я посетила Новоиерусалимский монастырь, расположенный в Московской области.
День был пасмурный, с мелким непрекращающимся дождиком.


От железнодорожной станции я прошла до монастыря пешком, и насладилась видом осенних лугов с перелесками, над которыми возвышалась исполинская ротонда Воскресенского собора. Я бы сказала, что издали ее необычный силуэт производит даже большее впечатление, чем когда смотришь на нее вблизи.




"Новоиерусалимский монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское (Сафатово). По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира. Под Москвой воссоздавался образ «Святой Земли» - «Русские Палестины». Близлежащие окрестности монастыря получили палестинские наименования.

На холме, прозванном Сион, был заложен мужской монастырь. К востоку от монастыря располагался Елеонский холм, на севере - холм Фавор, река Истра была переименована в Иордан. Был также основан небольшой женский монастырь - Вифания. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор (1656-1685), построенный по образу и подобию Храма Гроба Господня." ВИКИ




Сложная многосоставная структура Воскресенского собора почти в точности воспроизводит образец - романский храм в Иерусалиме. С запада расположен второй главный архитектурный акцент собора - огромная ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (иначе называемой кувуклией). Ротонда соединяется с основным пространством двухъярусной триумфальной аркой. С востока к основному объёму собора примыкает подземная Константиноеленинская церковь. В соборе также имеется множество приделов.

На фотографии вид с комплекс храмов с восточной стороны. На переднем плане - Константиноеленинская церковь (первый этаж ниже уровня земли, но вокруг нее выкопан ров, поэтому ограда стоит). За ней - Воскресенский собор. Еще дальше виднеется купол ротонды.



Украсить собор было решено полихромными изразцами (вместо резьбы по камню). Работы по созданию десятков тысяч плиток проводили мастера с территории Великого княжества Литовского: Петр Иванович Заборский из Вильнюса, Игнатий Максимов и Степан Иванов с земель отошедших Великому княжеству Московскому по мирному договору 1503 года (после Ведрошской битвы).

На карте, широкая розовая линия показывает границы Великого Княжества Литовского в 1500 году. Желтая широкая линия показывает границы ВКЛ в 1537 году.




"До них Россия знала коричневые с желтым плитки Киева, Владимира, Чернигова, Гродно; знала густо-зеленые изразцы Пскова; знала коричневые, желтые и зеленые изразцы Москвы, Старицы, Мурома. А трое талантливых мастеров принесли с собой совершенно новые, неизвестные никому ранее нарядные пятицветные изразцы различных форм и размеров.

Заборский, Иванов и Максимов привезли с Запада и новую технологию полив (глазурей) для изразцов. До сих пор русские гончары знали только цветную полупрозрачную глазурь. Сквозь ее неровный слой грязными пятнами просвечивала глина. Позже догадались покрывать изразец сверху тонким слоем белой глины - ангобом, а уже на нее накладывать глазурь, которая становилась от этого ярче и чище.

Декораторы Нового Иерусалима начали работать иным способом. Они покрывали изразцы глухими, непрозрачными стекловидными эмалями. А чтобы эмали не растекались, не смешивались друг с другом, края рельефного узора изразца чуть-чуть преподнимались, образуя неглубокую ванночку. Этот трудоемкий способ, хорошо известный в Европе с XVI века, позволял использовать различные сочетания красок." Ю.М. Овсянников.




"Помимо новой технологии, новоиерусалимские мастера принесли с собой, что важнее всего, новое, еще непонятное и непривычное отношение к изразцам как к полноправной архитектурной детали. Композитные и ионические капители колонн, картуши и спирали, барельефы с изображением ангелов, херувимов, львиных морд - все эти традиционные элементы классических архитектурных ордеров, нашедшие впоследствии широкое применение в строениях самых разных городов России, были исполнены впервые в Ново-Иерусалимском монастыре на берегу Истры из многоцветных изразцов.

Массивные барабаны куполов были украшены яркими керамическими поясами и ожерельями, размеры, цвет и форма которых зависели от размеров и положения купола. Каждое окно мастера заключили в изразцовую раму - наличник, красочный узор которого определялся его местоположением." Ю.М. Овсянников.







"Примерно шестьдесят различных видов изразцов понадобилось мастерам для создания монументальных керамических фризов, порталов и даже иконостасов. Семь трехъярусных алтарных преград высотой до восьми с лишним метров и шириной в четыре с лишним выполнены из специально изготовленных пятицветных изразцов. С вершины такого сооружения взирает на пришельца голова ангела. А над проемами для икон и порталами парят маленькие херувимы." Ю.М. Овсянников.




Фрагмент дверного портала южного предела Воскресенского собора.

К сожалению убранство храма очень пострадало. Первый раз ротонда обрушилась в 1723 (из-за ошибки проектировщиков, купол восстанавливал Ф.Б. Растрелли).

В ноябре-декабре 1941 года город Истра оказался в центре ожесточенных боевых действий под Москвой. Немецкое командование стремилось удержаться на Истринском водохранилище и реке Истре, чтобы отвести свои главные силы на рубеж рек Ламы и Рузы. Уничтожив такие стратегически важные объекты, как плотину, мосты, переправы, и заминировав подступы к разрушенному городу Истре, 10 декабря 1941 года саперы 614-го полка дивизии СС «Райх» взорвали ансамбль Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.
После войны монастырь полностью так и не был восстановлен.

Внутрь можно зайти. Впечатления от величия и масштабности постройки, и от состояния в котором она пребывает, очень тяжелые. Для съемок было темно.

В помещения музея представлены печи 18 века.
Бело-голубая собрана из кафлей нескольких печей, вероятно вывезенных с близлежащих усадеб при формировании музейной коллекции. Плитки различаются по оттенку глазури.




Мотив росписи кафлей, словам по экскурсовода, "две половинки яблока, капустный лист и веточка смородины" имеет отношение к масонству.



Также в залах музея экспонируется современная реконструкция полихромной изразчатой печи 17 века.



А когда я пишу эти строки, птицы, пролетающие над монастырем, видят такую картину:




Здесь про все приделы с фотографиями http://www.n-jerusalem.ru/virtualtour/sobor.html

The New Jerusalem Monastery, also known as the Voskresensky Monastery, is an orthodox male monastery, located in the town of Istra in Moscow Oblast, Russia. The New Jerusalem Monastery was founded in 1656 by Patriarch Nikon as a patriarchal residence in the outskirts of Moscow. The monastery took its name from the New Jerusalem. This site was chosen for its resemblance to the Holy Land.

outing, maps, ceramic, my photos, ortodoxy, churches, kamine und ofen, aerial and roofing

Previous post Next post
Up