Доходный дом П. Т. Бадаева

Jan 04, 2011 15:15

Сложилось так, что этой осенью в нескольких источниках мне встретились фотографии доходного дома П.Т. Бадаева на улице Восстания в Петербурге. Мне захотелось создать некий пост-компиляцию из этих карточек, так как я не настолько терпеливый документалист, как многие другие замечательные фотографы.



© hablin
Ул. Восстания 19/53. 1904-1906.
В.А. Косяков совместно с Г.А. Косяковым при участии Н.Л. Подбереского.



В начале 1900-х гг. на участке, принадлежавшем потомственному почетному гражданину и владельцу нескольких домов П.Т. Бадаеву, по проекту В.А. Косякова был построен доходный дом. Заказчиком дома являлся староста домовой церкви при Петербургской духовной семинарии, что на Обводном канале, Пантелеймон Трифонович Бадаев. Он же почётный блюститель по хозяйственной части.

"9 ноября 1906 года (т.е. в год окончания строительства дома на Знаменской ул. (ул. Восстания) он скоропостижно скончался. Был единоверцем, происходил из тех старообрядцев, которые в свое время вошли в общение со Святейшим Синодом. Отпевание проводилось по дониконовскому чину, погребён на Охтинском единоверческом кладбище." zedra

Василий Антонович Косяков - архитектор (1862-1921, выпускник Института гражданских инженеров (ИГИ) 1885 года по классу Н. В. Султанова), художник, преподаватель ИГИ c 1888.

В.А. Косяков начал строительство дома с С. Корниловым. Затем зодчий привлёк к работе младшего брата - Г.А. Косякова, который с арх. Подбереским выполнил эскизы декоративного убранства дома.
И уже в 1907 г. В.А. Косякову была присуждени за этот дом серебряная медаль на городском конкурсе фасадов.



© hablin

Закругленный угол дома Бадаева заканчивается щипцом. На нём барельеф - крылатая женская фигура, которую называют «печальным ангелом». В угловой части расположены самые большие и представительные квартиры. "Чаще всего такие угловые здания были симметричны, здесь на так. Левая сторона, по Жуковского, вдвое короче и менее насыщена деталями. И вообще, она смотрит на север, а значит и квартиры там были подешевле." hablin



© canoe-ride
Доходный дом П. Т. Бадаева. Деталь. Щипец.



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Рельеф на щипце. Над головой женской фигуры, "Печального ангела", - нимб в виде небесной сферы со знаками зодиака.

zedra поведала легенду: "Якобы, у промышленника Бадаева дочь выбросилась из окна (декаданс, все дела....) Отсюда и "печальный ангел". Это, скорее всего, легенда, но как минимум легенда-долгожительница - ее рассказывала покойная бабушка, которая с двадцать какого-то года жила в доме наискосок".



© mysicant
Вид на крышу дома и щипец.



© canoe-ride
Общий вид угла дома.

"Как отмечает известный исследователь архитектуры Санкт-Петербурга Б.М. Кириков, "дом Бадаева - одно из первых, если не самое раннее в Петербурге сооружение декорированное майоликой". Об изготовителе майолики можно узнать из рекламного каталога "Художественно-керамическое производство Гельдвейн-Ваулин". В "Обзоре работ Кикеринских мастерских", написанном известным художником-керамистом Петром Кузьмичом Ваулиным, сказано: "Из бесчисленного множества мелких работ, исполненных для доходных домов как в Петербурге, так и в провинциальных городах, заслуживает внимания дом г. Бадаева, построенный по проекту В.А. Косякова. Здесь майолика нашла себе применение как для наружных фасадов, так и для внутренней отделки вестибюлей".
С сайта http://www.pallada-afina.ru



С сайта http://www.pallada-afina.ru
Обложка рекламного каталога "Художественно-керамическое производство Гельдвейн-Ваулин"

Керамический декор фасада дома Бадаева - это вообще один из первых заказов, исполненных в Кикеринских мастерских. Известно, что эскизы декоративного убранства фасада выполняли архитектор Георгий Косяков и архитектор и художник-акварелист Никаз Подбереский. Скорее всего, среди них и следует искать автора рисунков майоликовых панно."
С сайта http://www.pallada-afina.ru



С сайта http://www.citywalls.ru
Арка щипца, украшенная геометрическим рельефом. Верхнее керамическое панно оконного фонаря на углу дома.



© canoe-ride
Верхнее керамическое панно оконного фонаря на углу дома (над пятым этажом).



© canoe-ride
Металлическое рельефное панно и керамический пояс оконного фонаря на углу дома между четвертым и пятым этажами.

"Как отмечал П.К.Ваулин, "в этом доме впервые была применена облицовка металлизированными плитками". Эти плитки с люстром отливают металлическим блеском и, несмотря на всю яркость игры, вполне гармонируют с общим серым тоном гладких фасадных плоскостей."
С сайта http://www.pallada-afina.ru



© canoe-ride
Керамическое панно и металлический рельефный пояс оконного фонаря на углу дома между третьим и четвертым этажами.



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Деталь металлического рельефного пояса оконного фонаря на углу дома между третьим и четвертым этажами.



© canoe-ride
Центральный фрагмент балкона третьего этажа. Окно-фонарь второго этажа на углу дома.



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Окно-фонарь второго этажа на углу дома.
Под центральным балконом расправили крылья птицы, скорее всего орлы, которые борются со змеями (здравствуй, индо-арийский архетип).



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Деталь рельефной рамы окна-фонаря второго этажа на углу дома.

Оконный фонарь на углу дома фланкируют эркеры, симметрично расположенные на западном и северном фасадах. Балконный пояс третьего этажа замыкает осевую композицию фасада.



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Вид на дом с угла ул. Жуковского и ул. Восстания.



© zedra
Общий вид эркера.



© canoe-ride
Зарешение эркера с рельфними украшениями.



© canoe-ride
Рельефное панно с изображением муз в арке эркера над окном пятого этажа.



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Балконная решетка окна пятого этажа на правом эркере. Керамический пояс между окнами четвертого и пятого этажей.



© hablin
Металлическое рельефное панно и металлический рельефный пояс между окнами третьего и четвертого этажей на левом эркере.



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Пространство над окнами второго этажа, расположенными под эркерами, украшено растительным орнаментом и медальонами с женскими головками.



© canoe-ride
Медальон с женским профилем над окном второго этажа (справа).



© canoe-ride
Медальон с женским портретом над окном второго этажа (слева).



© Тезин В. http://spbmodern.ru
Общий вид дома с улицы Восстания.



© canoe-ride
Рельефное украшение с маской фавна над окном пятого этажа (между центральным оконным фонарем и эркером).


>
© hablin
Оформление окна третьего этажа (между центральным оконным фонарем и эркером). В решетке бвлкона использован мотив подсолнухов и роз. По бокам от окна расположены изображения маков. Окно пересекает керамический пояс. Над окном расположео рельефное панно.



© canoe-ride
Рельеф над окном третьего этажа с изображением античной сцены и керамический пояс.



© hablin
Общий вид северного фасада (по ул. Жуковского).



© hablin
Боковой эркер северного фасада.



© hablin
Керамические панно над окнами пятого этажа на боковом экрере северного фасада.



С сайта http://www.pallada-afina.ru
Керамические панно между окнами четвертого и пятого этажей на боковом экрере северного фасада.



© hablin
Нижнее завершение эркера на боковом экрере северного фасада под окном четвертого этажа.



© canoe-ride
Балкон третьего этажа, украшенный керамическим панно с рельефными вставками. Рельефное обрамление окна второго этажа.



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Фриз над окнами пятого этажа.



© canoe-ride
Фрагмент фриза с растительным орнаментом (розы) над окнами пятого этажа.



© canoe-ride
Рельефное обрамление окон четвертого этажа. Стилизованное изображение кувшинки - в верхних углах, и ириса - примерно посередине окна.



С сайта http://www.lifeisphoto.ru
Окна третьего и второго этажей.



© canoe-ride
Оформление окон второго этажа. Рельефное изображение мака.



© hablin
Перспектива западного фасада (вдоль ул. Восстания).



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
В центре западного фасада находится парадный подъезд. Ось фасада выделена декоративным аттиком, парными эркерами, балконами.



© hablin
Деталь аттика.



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Центральное окно с балконом на пятом этаже.
Окно круглой формы с эффектной расстекловкой обрамлено растительным орнаментом (розы). Над окном на картуше - изображение совы. Совы также восседают на кронштейнах, поддерживающих пилястры аттика.



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Сова на картуше над центральным окном пятого этажа западного фасада.



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Сова на кронштейне, поддерживающем пилястру центрального аттика западного фасада.



С сайта http://deva-sova.mascaron.ru
Сова на кронштейне и фрагмент керамического панно на эркере.



С сайта http://deva-sova.mascaron.ru
Сова на кронштейне.



© canoe-ride
Рельефное обрамление центрального окна западного фасада на четвертом этаже с изображением чертополоха. Цветочная гирлянда и замковый камень над окном третьего этажа.



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Рельеф на замковом камне над центральным окном западного фасада на третьем этаже.



© svetlllana
Центральный балкон третьего этажа западного фасада, декорированный керамическими панно.



© canoe-ride
Керамическое панно центрального балкона третьего этажа западного фасада. Рельефное обрамление окна второго этажа.



© hablin
Парадный подъезд в центре западного фасада с рельефным десюдепортом.



© canoe-ride
Рельефный дсюдепорт парадного подъезда.



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Деталь рельефа над парадным подъездом и изображением гиппокампа.



С сайта http://www.citywalls.ru
Общий вид оформления центральной оси западного фасада. Небольшие эркеры по бокам также декорированы керамическими панно.



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Керамическое панно на эркере над окнами пятого этажа с растительным орнаментом (одуванчики и наперстянки).



С сайта http://www.gradpetra.info
Общий вид. Западный фасад завершается эркером (идентичным эркеру северного фасада).



С сайта http://www.pallada-afina.ru
Боковой эркер западного фасада (по ул. Восстания).



С сайта http://www.pallada-afina.ru
Керамические панно с цветочным орнаментом над окном пятого этажа и между окнами четвертого пятого этажей.



© canoe-ride
Керамические панно с цветочным орнаментом над окном пятого этажа.



© svetlllana
Фрагмент керамического панно с цветочным орнаментом над окном пятого этажа.



С сайта http://okno-v-piter.narod.ru
Рельеф над парадной с правой стороны западного фасада (парадная №1).



© hablin
Парадная №1.



© hablin
Свод арки в парадной №1.



© hablin
Фрагмент потолочной лепнины в парадной №1.



© hablin
Керамическое панно "Всадница" в парадной №1.



© hablin
Фрагмент керамическоего панно "Всадница" в парадной №1.



© hablin
Потолочная лепнина лестничной клетки в парадной №1.



© hablin
Фрагмент потолочной лепнины лестничной клетки в парадной №1.



© hablin
Фрагмент баллюстрады лестничной клетки в парадной №1.



© owlat.ya.ru
Старинная входная дверь квартиры в парадной №1.

Возвратимся к центральной парадной по улице Восстания (№2).



С сайта http://www.citywalls.ru
Парадная №2.



© hablin
Вестибюль парадной №2.



© hablin
Тамбур вестибюля парадной №2.



© hablin
Потолочная лепнина вестибюля парадной №2.



© hablin
Печь вестибюля парадной №2. Керамический фриз.



© hablin
Рельефный декор зеркала печи с изображением сфинкса.



© hablin
Свод арки в вестибюле парадной №2.






© hablin
Рельефные изображения танцующих фигур на фризе в вестибюле парадной №2.



Фрагмент рельефа на фризе в вестибюле парадной №2.



© hablin
Керамический фриз вестибюля парадной №2 (по правую руку от входной двери).



© hablin
Фрагмент керамического фриза вестибюля парадной №2 (по правую руку от входной двери).



© hablin
Фрагмент керамического фриза вестибюля парадной №2 (по правую руку от входной двери).



© hablin
Керамический фриз вестибюля парадной №2 (по левую руку от входной двери).



© hablin
Фрагмент керамического фриза вестибюля парадной №2 (по левую руку от входной двери).



© hablin
Керамическое панно на нижней лестничной площадке парадной №2 (по правую руку от входной двери).



© hablin
Керамическое панно на нижней лестничной площадке парадной №2 (по левую руку от входной двери).



© hablin
Франмент керамического панно на нижней лестничной площадке парадной №2 (по левую руку от входной двери).



© hablin
Фрагмент баллюстрады лестничной клетки в парадной №2.

Уважаемый hablin исследовал в этом доме еще одну лестничную клетку - парадную №3.



© hablin
Потолочная лепнина парадной №3.



© hablin
Печь в парадной №3.



© hablin
Кабина лифта в парадной №3.



© hablin
Фрагмент декора кабины лифта в парадной №3.



© hablin
Фрагмент баллюстрады лестничной клетки в парадной №3.

Закончить пост хтелось бы цитатой из роман Владимира Рецептера, приведенной zedra:

"Отец Веры Николаевны был инженером-путейцем, стало быть, человеком обеспеченным, и выбрал для семьи большую квартиру с эркером, выходящую на угол Знаменской и Жуковского, вскоре после февральской революции. Он долго не мог добиться от хозяина ответа, какими деньгами платить; наконец дело решилось, и царскому золоту или валюте продавец предпочел бумажные керенки, нарвавшись вскоре на октябрьский дефолт…
Наш дом строился в начале двадцатого века в стиле модерн и был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже*. Говорили, что одно время в нем жила или снимала квартиру сама Вырубова. Снаружи его украшали нарядные эркеры, стильные орнаменты, кованые балконы, барельефы и узорные вставки, а внутри - лепные украшения, мозаичные панно, изысканная майолика, причем и внутри, и снаружи господствовали мотивы раскрывшихся маков, романтических кущ, озер и лебедей, прекрасных дам и рыцарей на конях**. Над главным углом воспарил парадный щит с крылатым архангелом. Во всех подъездах топились камины, гостей встречали швейцары, и верхнее платье с калошами пришельцы оставляли внизу.
Лестничные марши ограждали железные решетки искусной ковки, с изящной листвой и теми же маками, а дубовый, похожий на игрушечный лифт с узкими зеркалами поднимал гостей бесшумно и плавно. Р. еще застал ту кабинку, побитую временем, поруганную людьми, и уже на его глазах в конце семидесятых старатели треста “Лифтмонтаж” вырубали ее из шахты и заменяли стальным уродцем, похожим на сейф или пыточную камеру.
Во время блокады в дом угодил немецкий снаряд, квартиры верхних этажей нашего флигеля остались без южных стен и долго были открыты утешительному солнцу…
После капремонта в начале пятидесятых жилье стало в основном коммунальным, подъезды вскоре оказались распахнуты, стекла выбиты, и на широких подоконниках началась новая жизнь. Здесь принимали клиентов проститутки с Московского вокзала, выпивали идейные алкоголики и пробующие юнцы, здесь позже начали ширяться наркоманы, пряча грязные шприцы в прикрытые жестью гнезда электросчетчиков. В большие морозы под батареями ночевали бомжи, и памятный Вере Николаевне подъезд набрал запахи отхожего места…
Получив первое письмо, артист Р. и сам стал расспрашивать о доме, и оказалось, что он принадлежал П.Т. Бадаеву, у которого было немало недвижимости в Санкт-Петербурге, в том числе и знаменитые “бадаевские склады”, которые сгорели в блокаду вместе с запасами продовольствия. Строить доходный дом взялся гражданский инженер Василий Александрович Косяков, а помогал ему родной брат, Георгий Александрович. В управлении по охране памятников отмечено также участие в деле архитектора Н.Л. Подберезского и художника-керамиста П.К. Ваулина, автора дивной майолики. Год рождения дома по Знаменской, девятнадцать, - 1906 й… ": отсюда

Примечания zedra:
" * подтверждения сведений о присуждении дому золотой медали на выставке в Париже нигде не встречала.
** видимо, имелась ввиду всадница на коне http://zedra.livejournal.com/250129.html
отсюда - http://magazines.russ.ru/znamia/2004/8/rec4.html "

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [1642].

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-33 от 20.10.2009 г..
http://www.citywalls.ru/house31.html

Использованы материалы:

http://zedra.livejournal.com/250129.html
http://zedra.livejournal.com/291030.html
http://canoe-ride.livejournal.com/11403.html
http://okno-v-piter.narod.ru/doma/vos19.html
http://hablin.livejournal.com/24892.html
http://hablin.livejournal.com/15287.html?mode=reply
http://www.pallada-afina.ru/iio/index.php?ELEMENT_ID=2183
http://www.citywalls.ru/house31.html
http://deva-sova.mascaron.ru/sova_allgalleries/sova_jukovskogo53.html
http://community.livejournal.com/karta_spb/259583.html
http://mysicant.livejournal.com/60867.html
http://fotki.yandex.ru/users/owlat/album/107919?&p=1
http://www.gradpetra.info/?p=ph_view&id=11688#0
http://www.liveinternet.ru/users/marina_vvv/post137313291/
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=292085&repostid=0
http://spbmodern.ru/spbmodern/objects/detail.php?ID=1623
http://community.livejournal.com/arch_ceramics/3757.html

art, vaulin, ceramic, saint petersburg, art nouveau, kamine und ofen, kosiakov, photos, bestiarium, architecture

Previous post Next post
Up