«Спас на чрепии»

Nov 12, 2010 00:52






Огненный столп над св. Убрусом в чрепиях (клеймо иконы Cпас Нерукотворный с клеймами)

"...и явился образ Иисусов на плащанице, так что ужаснулись и в страхе все были. ... И, опасаясь, спрятали образ Господень между двух глиняных плит. И явился столп огненный с небес и встал над тем местом, где был спрятан образ Господень. Когда же стража увидела такое чудо, завопила громким голосом. И когда услышали все люди в городе, всполошились, и было смятение великое в городе. ... Когда же пришли горожане на место, где стоял огненный столп, ужаснулись и пали ниц, и, взглянув, увидели, что отпечатался тот образ Господень на одном из камней." (Древнерусская версия легенды об Авгаре по рукописи XIII века)


О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, в православной традиции:

Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV века. Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Св. Мандилион (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας - «убрус, плащ») стал первой в истории иконой.




Царь Авгарь получает Нерукотворный образ Спасителя (фрагмент иконы)
Константинопольский мастер, фреска, после 944 г., монастырь св. Екатерины на Синае

Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Эдесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.

Когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.




Открытие Нерукотворного Образа, находящегося в тайнике городских ворот Эдессы.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. 29 августа 944 года образ выкуплен у Эдессы императором Константином VII Багрянородным и торжественно перенесён в Константинополь, этот день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник.






Обретение замурованного Нерукотворного Образа и водружение его на колонне у ворот Эдессы
Поклонение Нерукотворному Образу в Фаросской церкви Константинополя
Кирилл Уланов, 1694 г., Мастерская Оружейной палаты

Реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение). След Спаса Нерукотворного на чрепии в дальнейшем был также потерян, но память о нем сохранилась в иконографии росписей храмов.

Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа в православной иконописной традиции Мандилио́н (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας - «убрус, плащ») - особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион, представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса, на которых согласно преданию проступил образ Христа). В храмах Византии и на Руси Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга.
На Руси эти образы назывались: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие». Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшие из сохранившихся икон данного иконографического типа - фрески в барабане купола собора Спаса Преображения Мирожского монастыря во Пскове. Интерьер собора расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции.




Собор Спаса Преображения. Выстроен из плинфы и камня до 1156 г.




Св. Мандилион. Фреска собора Спаса Преображения Мирожского монастыря. Псков, ок. 1140 г.




Св. Керамидий. фреска собора Спаса Преображения Мирожского монастыря. Псков ок., 1140 г.

Русский исследователь Н.П. Кондаков писал: «С XII-го столетия в византийских и древнерусских церквах вошло в обычай изображать в основании купольного барабана Нерукотворный Убрус и св. Керамиду или только первый. Древнейшее изображение обоих находится в Новгородской церкви Спаса на Нередице, построенной в 1196 году. Здесь эти изображения помещены на поясе купольного барабана, промеж Евангелистов, на западной и восточной стороне. Один из этих образов есть, несомненно, известный образ царя Авгаря… Другой образ - св. Керамидий…» . При этом Кондаков уточнял, что волосы «св. Керамидия» решены в «красноватых тонах», что напоминает цвет обожженной глины.




Церковь Преображения Господня на Нередице (Спас на Нередице).






Св. Мандилион, Св. Керамидий. Фрески церкви Спаса на Нередице. Новгород, ок. 1199 г.

Иконография Спаса Нерукотворного на убрусе и на чрепии была воспроизведена Дионисием в росписях Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1491). Св. Керамидион написан чистой охрой, которая является той же глиной.






Рождественский собор Ферапонтова монастыря. Реконструкция К. К. Романова. Северный фасад. Вологодская обл.
Ансамбль Ферапонтова монастыря. В центре - собор Рождества Богородицы.




Св. Мандилион. Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Дионисий и сыновья, 1502 г.




Св. Керамидий. Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Дионисий и сыновья, 1502 г.

Западный вариант легенды:

Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме.
Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» - терновый венец на голове Спасителя.




Ганс Мемлинг. Святая Вероника.

http://katolikforum.ru/index.php?showtopic=1352
http://likirussia.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=613
http://www.liveinternet.ru/users/1209617/post107383483/
http://www.dionisy.com/museum/111/?frag
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st010.shtml

painting, dionisy, gods, ceramic, pskovgebiet, icones, ortodoxy, churches, fresco, catholic, russia

Previous post Next post
Up