Глазурованный кирпич

Nov 07, 2010 18:59

Первые образцы керамической плитки, которые находят в Месопотамии и Персии, похожи скорее на кирпичи с одной глазурованной стороной. Кирпичи складывались в рельефные фризы с умело моделированными изображениями, богато и гармонично раскрашенными. Сохранились цветные кирпичики-плитки, украшавшие стены дворца персидского царя Дария I (VI век до н.э.) в городе Сузы, на которых изображены воины персидской родовой гвардии.






Ворота Иштар, восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне, построенные в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора, сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены Дороги Процессий украшают около 120 барельефов львов. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей* и быков.











Основой глазури служили свинцовые белила, в которую добавляли измельченные компоненты оксидов металлов для широкой цветовой гаммы. На лессовых, богатых кальцием глинах, которые преобладают в Средней Азии, хорошо прочно держатся щелочные эмали и глазури. На их основе окиси меди и кобальта дают очень яркие голубые и синие тона. Секреты персидского керамического производства строжайшим образом охранялись, устно передаваясь в гончарных династиях от отца к сыну, и, считается, что до восьмого века нашей эры не были известны за пределами древнего Ирана.

С распространением мусульманства отделка зданий гзазурованным кирпичем стала встречаться на всей территории Исламского Халифата. Хотя украшения из него стали намного скромнее.






Отдельностоящий минарет мечети Тарик-хане в Дамгане (город на севере Ирана), VIII в. украшен куфической надписью, выложенной синим глазурованным кирпичем (1027/28).









Минарет мечети Кутубия в Марракеше (Морокко; 1184-99).

На территории Османской империи наряду с керамической мозаикой и облицовочными плитками использовались глазурованные кирпичи. Уже в убранстве одной из первых построек нового Османского государства - мечети Ешиль Джами в Изнике (Зелёная мечеть, 1424) - была примена узорная кладка из глазурованных кирпичиков.







Минарет мечети декорирован весьма разнообразно. Его средняя часть покрыта синими, темно-фиолетовыми и желтоватыми глазурованными кирпичиками, которые, чередуясь с рядами неглазурованных, образуют зигзагообразный узор. Эту часть ограничивают бордюры, выполненные, как и сталактиты минарета, вырезной мозаикой зеленого, синего, бирюзового, белого и желтого цветов в виде плетенки, розеток и геометризованных узоров. К концу XV века небольшой город Изник (Никея), богатый залежами белой глины и находящийся недалеко от Стамбула, становится центром керамического производства Османской империи.

Хотя в Европе обожженый кирпич стал известен благодяря римлянам. Глазурованные кирпичи появились только в Средние века, благодаря контактам с мусульманским миром. Так в Бургундском королевстве в 1452 году по приказу Николя Ролэна (Rolin), канцлера герцога Бургундии Филиппа ле Бона, был открыт госпиталь, крыши которого были отделаны глазурованной черепицей в форме кирпичиков.









Оспис де Бон (Hospices de Beaune), Бургундия, Франция.

В Европе в регионах, где отсутствуют запасы природного камня, в частности, на Северо-Германской низменности, здания строились из красного кирпича. Этот строительный материал повлиял на внешний вид зданий, для него характерно отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен.

Здания из красного кирпича в Северной Германии, Польше и Прибалтике XIII - XVI веков относят к "кирпичной готике". Этот ареал практически полностью (за исключением Вестфалии и Рейнской области) совпадает с зоной влияния Ганзы, вследствие чего кирпичная готика стала символом могущественного союза городов и наряду с нижненемецким языком существенным элементом культуры Северной Германии. В Средние века и Новое время эта культурная область включала в себя южную часть Прибалтики и оказывала большое влияние на Скандинавию.












http://www.fotos-informationen.de/hansestadt-luebeck/historische-altstadt.htm
Ратуша в Любеке, XV в., Германия.

С началом промышленного изготовления кирпича глазурованные кирпичи стали спользоваться в больших количествах. Их гладкая, блестящая поверхность, широкая палитра стойких глазурей сделали из очень популярным отделочным материалом в эпоху модерна.






Собственный дом архитектора Беренса (1901) в Колонии деятелей искусств в Дармштадте, Германия.




Свадебная башня (1908, Йозеф Мария Ольбрих) в Колонии деятелей искусств в Дармштадте, Германия.
http://www.flickr.com/photos/joachim_s_mueller/galleries/72157623420741713/




Хакише Маркт (Hackesche Höfe, 1906-07, Курт Берндт), Берлин, Германия.









Ортопедический институт (1902-1906 гг., Мельцер Р.Ф.), Санкт-Петербург, Россия. Фасады здания выложены глазурованным кирпичом берлинской фабрики Шельдта, который и сегодня в отличном состоянии.http://a-uspensky.livejournal.com/48771.html

Не могу не упомянуть петербургскую Соборную мечеть, майоликовое убранство которой создано под руководством художника-керамиста П.К. Ваулина при участии народных мастеров из Средней Азии. Рисунок сталактитов сделан из литых скульптурных керамических модулей, а не набран из мозаики.










Купол Соборной мечети (1910-13, Н.В. Васильев, С.С. Кричинский и А.И. фон Гоген), Санкт-Петербург, Россия. http://raskalov-vit.livejournal.com/85614.html

В современной архитектуре глазированный кирпич также находит широкое применение.






Культурный центр "Trommen" (Кнуд Мунк), Дания.
Штаб-квартира Всемирного фонда дикой природы в Голландии (архитектурное бюро RAU).




Жилой дом в Амстердаме (Марк Кёлер).

*Сирруш - единорог с головой змеи и туловищем копытного млекопитающего, покрытым чешуей. Две передние лапы - львиные, а две задние - как у орла. Образ довершает длинный чешуйчатый хвост с жалом скорпиона. Вместе с мотыгой и лопатой являлся одним из символов Мардука.

http://arx.novosibdom.ru/node/1447
http://www.rusarch.ru/filippov1.htm

P.S. Сохранившиеся памятники керамики и письменные документы XYII-го и начала XYIII столетий указывают на применение в Московской Руси для поливки полового кирпича и черепицы зеленой, травяной глазури-муравы.

В 1680-м году церковь апостола Филиппа в Московском кремле на патриаршем дворе переустроена в честь двенадцати апостолов. В связи с этим, в том же году, 29 мая, патриарх указал сделать в церкви кирпичный пол: «помост выслать «кирпичом муравленым». 31 августа того же года тяглец Гончарной слободы Федька Петров «подрядился в церковь 12 апостолов на мост (пол) делать кирпич угольчатый и муравить с обе стороны домовым покупным свинцом». В тот же день в Москательном ряду куплено 22 пуда «свинцу большой руки на муравление в церкви кирпичного мосту».

Из приведенных документов видно, что данный половой кирпич называется муравленым потому, что муравят его свинцом. Комментируя эти документы технологически, нужно сказать, что свинец входит в состав глазури в виде сурика или глета, т.е. металлического свинца, окисленного путем прокаливания. Глет или сурик, смешанный с песком или глиною и нанесенный на глиняное изделие, даст в обжиге прозрачный, слегка желтовидный стекловидный покров - глазурь. Отсюда ясно, что муравлением называли глазуровку глиняных изделий, а муравлеными изделиями - изделия глазурованные.

Указание на муравленье свинцом (т.е глазуровку бесцветной или неизвестного цвета глазурью) не так часты в документах, как выражение «муравленый зеленый», то и дело встречаемое в XYII-XYIII веках.

В 1701 году «Гончарной слободы тяглец Василий Федоров сделал из своей глины в церковь 12 апостолов и в патриаршую крестовую палату выстилку на мосту, в которых местех старой половой муравленый кирпич выломался, 910 кирпичей угольчатых, четвероугольных: и те кирпичи с одну сторону «зеленил своим свинцом».

Здесь выражение «зеленил свинцом» употреблено вместо «муравил свинцом», как равнозначащее в применении к кирпичу. Конечно, слова «зеленил свинцом» технически не точны. Свинец является составной частью бесцветной глазури и зеленить их можно, лишь прибавив в него краситель, красочный пигмент, каковым в данном случае является медь. Свинец отмечен потому, что он является преобладающим и более ценным материалом в составе зеленой глазури.

west, east, vaulin, moschee, ceramic, bestiarium

Previous post Next post
Up