Как много моряков, как много капитанов, 1949.
Зеленый пейзаж.
Сергей Шаршун (Serge Charchoune, 1888-1975) родился в большой купеческой семье; в возрасте 13 лет потерял мать. В 1905 Шаршун поступил в Казанское художественное училище, где, по собственному признанию, открыл для себя живопись как «область восторга». Начал писать «лирические пейзажи», которые позже, в зрелом возрасте, называл «мистическими».
От отца-купца, который категорически противился увлечению сына, Шаршун сбежал в армию, а в 1909 переехал в Москву, где попал в среду столичной художественной богемы, познакомился с новейшими течениями живописи - французским фовизмом, немецким экспрессионизмом - и стал их последователем. Некоторое время учился в московской мастерской И. И. Машкова, под влиянием которого написал свои ранние картины. Уехав из России в 1911, художник обосновался в Париже, на Монпарнасе, посещал академии Марии Васильевой и La Palette. Одновременно Шаршун интенсивно занимался художественным самообразованием, посещал Лувр и современные галереи искусства.
Игра в точку. Движение пленки, 1916.
Знакомство с Ле Фоконье привело художника к французскому кубизму, в котором его творческим устремлениям импонировала строгая система анализа объемов, четкость форм и глубокий пантеизм символического толка. С началом Первой мировой войны Шаршун переехал в Барселону - центр европейского авангардного искусства в 1914-1917. Под влиянием испано-мавританского орнимента художник разработал основанный на орнаменте и симметрии творческого метод, внешне витиеватого, но полного скрытой простоты. Так начался очень важный для живописи Шаршуна период «орнаментального кубизма», соединяющий принципы витража и симметрии с непрерывным волнообразным рисунком.
Под влиянием Озанфана Шаршун увлекся еще и пуризмом, писал натюрморты и пейзажи («Эластичный пейзаж»).
Эластичнй пейзаж.
По возвращении в 1919 в Париж Шаршун познакомился с Ф. Пикабиа, Т. Тцара и А. Бретоном и, став апологетом дадаизма, активно участвовал в групповых акциях дадаистов.
1916-1920.
Стоят Пол Шадорне, Тристан Тцара, Филипп Супо, Сергей Шаршун.
Слева на фотографии - Мэн Рэй. Сидят Пол Элюар, Жак Риго, Мик Супо, Георг Рибемон-Дессанж, 1920.
(Paul Chadourne, T. Tzara, Philippe Soupault, Serge Charchoune, Man Ray (picture) Paul Eluard, Jacques Rigaut, Mick Soupault, Georges Ribemond-Dessaignes)
Известен портрет Шаршуна работы Мана Рэя (между 1922 и 1925).
Экземпляр брошюры С. Шаршуна «Даdаизм (компиляция). <Берлин>: Изд. «Европа Гомеопат», <1922>.
В 1922-1923 художник переехал в Берлин, где начал издавать собственный журнал «Перевоз-дада», который с интервалами и под разными названиями выходил вплоть до 1973. Шаршун проявил себя не только как художник, но и как публицист, поэт, писатель; он выпускал самиздатовские листовки-композиции с серийными названиями: «Перевоз», «Памятник», «Клапан», «Вьюшка». «Крабится человечество бульдогами вокруг рынков» («Danse-Contre», 1924).
«Охарактеризовать содержание листовок несколькими словами невозможно - общей линии нет. Листовки Шаршуна более всего похожи на записную книжку - которую он без большого отбора преподносит читателю - пусть читатель сам во всем разбирается. Если что остается неясным - тем лучше. Читатель прежде всего должен быть удивлен новизною формы и содержания» Андреенко М. О «Перевозе ДаDa» и «летучих листовках» Шаршуна.
В Берлине Шаршун общался с Андреем Белым, постоянно посещая русский «Дом искусств» и «Клуб поэтов». Он вошел в круг, близкий галерее «Штурм», где общался с русскими художниками М. Андреенко, К. Богуславской, И. Пуни и Е. Лисснер. В том же году галерея устроила совместную выставку Шаршуна и польской художницы Е. Грюнгофф под общим названием «Демонстрация орнаментального кубизма». В достаточно однородной серии натюрмортов, показанных на выставке, художник создал образы единства многообразия, гармонических сочетаний. Параллельно Шаршун сделал следующий шаг от «орнаментального кубизма» к «орнаментальному импрессионизму» - новому жанровому сплаву.
В 1930-е в творчестве художника начался кризис, во многом связанный с экономическим кризисом во Франции. Вплоть до 1942 Шаршун мало занимался живописью, зато развил бурную литературную деятельность. Он сотрудничал с журналом «Числа», сблизился с парижской русской интеллигенцией на литературных вечерах кружков «Зеленая лампа» Мережковского и «Кочевье» Слонима. В«Долголиков» шуршун проявил себя, как "умеренный экспериментатор, монтирующий единое, хотя и довольно сбивчивое повествование из мемуарных фрагментов привычно-эмигрантского рисунка, почти обязательных для межвоенной французской прозы этюдов на тему «Одиночка во враждебном ему городе», смутных и изящных притч." Дмитрий Кузьмин, «После чего дышится легче»: Сергей Шаршун
http://textonly.ru/case/?issue=15&article=5684 В 1943 начался достаточно спокойный и очень плодотворный период в творчестве художника. С помощью коллекционера Р. Дютийеля Шаршун арендовал мастерскую и работал в ней вплоть до 1960. Затем художник познакомился с Р. Крезом, который в течение двадцати лет выставлял и продавал картины Шаршуна в своей галерее. Последние двадцать лет основными темами Шаршуна были музыка и вода. По его словам, «музыка течет слева направо, будто читаешь книгу или как течет река, когда смотришь на неё с правого берега». Используя эти мотивы, художник создал «Морской цикл», серии «Дань музыке», «Музыкальные композиции».
Шаршун провел множество персональных выставок - в Европе, США, Канаде. Венцом карьеры художника стала ретроспектива его работ, проведенная Национальным музеем Франции, Центром Помпиду в 1971.
Государственной Третьяковской галерее художник завещал 31 свое произведение.
Композиция, 1922.
Красный натюрморт N2, 1926
Натюрморт с грушей N°1, circa 1926
Стиральная доска, 1926
Маленькие черные дыры, 1927.
Увеличение, 1927.
Синяя радость, 1927
Эластичная композиция, 1929.
Féérie fantastique. Космическая опера в 30 магических квадратов, 1929.
Сердце, 1933.
Без названия, акварель, 1925. Без названия, масло, холст, 1937.
Композиция, 1944.
Самоцветы в короне, 1944.
Отражение скрипки, 1945.
Натюрморт, 1945.
Без названия. Шахеризада.
"Le Bateau ivre" (Пьяный корабль), 1948.
Море, 1950.
Бушующее море, 1950.
Зал, 1951.
Сведенборг, 1951.
Эллипсы 3, 1952. Симфония Бетховена № 2, 1954.
Торжественная месса Бетховена, 1954.
Седьмая симфония Бетховена, 1955.
Композиция, вдохновленная сюитой Баха, 1958.
Сиренада.
Я потерял Эвридику, 1964.
Композиция, 1960. Литография.
Без названия, 1965. Литография.
Закат на Галапагоссах, 1973.
http://www.elysium.ru/print.asp?e44cd6ed4ef4453fb6545ca5a890567d-7081398871a2494b9585a2202970a1fchttp://www.radashkevich.info/KD-Pomerancev/KD-Pomerancev_171.html