Леопольд Сюрваж

Oct 13, 2010 21:16






Léopold Survage. L'Âge d'Or, 1936.

«Чтобы стать столь же гибким и богатым средством выражения чувств, каким является для нас музыка, пластическая форма должна избавиться от своих последних оков - от неподвижности и заданности... Моя живопись обретает живое дыхание, я придаю ей способность двигаться, она подчиняется ритму, рожденному внутренним миром, моим инструментом будет синематографический фильм, этот истинный символ сконцентрированного движения. Я создаю новое искусство во времени - искусство цветного ритма и ритмического цвета...


…Цветной Ритм - это ни в коем случае не иллюстрация или интерпретация музыкального произведения. Это искусство само по себе, даже если оно основано на тех же психологических феноменах, что и музыка».
Леопольд Сюрваж


Rhythm Color, 1914.

Леопольд Сюрваж (фр. Léopold Survage, 1879-1968. Настоящую фамилию художника - Штюрцваге «офранцузил» поэт Г. Аполлинер) - русский, французский художник. Отец - датчанин, владелец фортепианной фабрики, мать - финка. Родился в Российской империи (в Лаппеэнранте, по другим сведениям, в Москве), крещен как протестант. Учился коммерции, брал уроки фортепиано.

Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у Коровина и Пастернака. Был близок к кругу журнала Золотое руно, познакомился и начал выставляться вместе с Архипенко, братьями Бурлюк, Ларионовым, Гончаровой. Приехал с женой в Париж в 1908, взял несколько уроков у Матисса. В 1910 выставлялся в Москве вместе с группой Бубновый валет, в 1911, при содействии Архипенко, несколько его вещей были представлены на парижском Осеннем салоне.

Занялся проблемами синтеза цвета и ритма, пытался соединить их с техникой кино, предвосхитив поиски Ханса Рихтера и Викинга Эггелинга в области абстрактного кино и поиски абстракционизма в целом. Несколько работ в таком духе были представлены на Осеннем салоне (1913) и Салоне независимых (1914), замечены Аполлинером. Есть сведения, что именно Сюрважу принадлежит авангардная идея «цветооргана» - инструмента, прообраза светомузыки, в которой звуковой ряд иллюстрируется вспышками лампочек.







Модильяни. Портрет Леопольда Сюрважа, 1918.

С 1917 делил в Париже студию с Модильяни. Первая персональная выставка состоялась в 1917 при поддержке Аполлинера. Испытал воздействие Шагала. В 1921 участвовал в коллективной выставке Мастера кубизма. После 1922 двинулся от кубизма к неоклассицизму. Сотрудничал с Русским балетом Дягилева, работал над декорациями «Царя Тристана» в рамках «Русских балетных сезонов». Он также трудился над книжной иллюстрацией и разрабатывал эскизы модной одежды. Сотрудничал с Луи Жуве. В 1927 получил французское гражданство. Занимался гобеленным искусством, рисунками по тканям, работал на фирму Chanel (1933). К концу 1930-х сблизился с Андре Массоном, в его творчестве усилились фантастические и аллегорические мотивы. В 1937 принимал участие в оформлении Всемирной выставки в Париже. В 1950-1960-х годах занимался в основном монументальной живописью.


















Море, 1927.















Сюрреалистическая композиция. 1936.




Красавица и чудовище, 1937.




Человек и птица.




Зарождение сознания.




Кубо-фигуры. 1952.

http://theremin.ru/articles/vismusic.htm Андрей СМИРНОВ, Визуальная музыка

rem, graphic arts, school of paris, art, painting, immigrant song, surrealistic

Previous post Next post
Up