Живопись и пластика использовались в Древнем царстве для декорации стен гробниц и храмов.
Древнее царство обладало тонким пониманием условий плоскостной декорации поверхности стен.
Египетские изображения времен Древнего царства не выступают из стены. Стена служит внешней плоскостью для фигур. Египтяне углубляют вокруг них фон таким образом, что и этот фон образует ровную поверхность (рельеф en creux). Фигуры спроецированы строго в плоскости и лишены всякого впечатления глубины.
Фигуры (герои мифов, цари, имущество умерших) изображаются в профиль идущими, что позволяет свести движение к линии; они идут по черте, а не по земле, и место, где происходит действие, не поясняется никаким задним планом. Рассказано только само событие, рассказ ведется в изображениях, не связанных друг с другом общим пространством действия, ряды расположены друг над другом. Манера далека от реалистичной.
Мастера обладали чрезвычайно тонким чувством природы. На рельефе из могилы Ма-Нофера (Менкаухор - фараон Древнего Египта, правил приблизительно в 2422 - 2414 годах до н. э.;
из V династии); Древнее царство) изображена похоронная процессия, в которой перед умершим проходят все его богатства. В рельефе хорошо передана тяжелая поступь быка, элегантный рисунок журавлей (линия от головы вниз до груди) и неуклюжая походка гусей. Детали переданы превосходно, как и движение. Лепка тела внутри плоскости рельефа изумительно тонкая.
Раскрашенные однотонно рельефные фигуры были обрисованы резкой линией света и тени по краям, что подчеркивало их контур. Это ставило рельеф в одинаковые условия с рисунком.
Египтяне прекрасно знали форму животных, но вполне логично считали, что для декорации стены определяющим условием является плоскость, и что этой цели наиболее отвечает рисунок (линия). Они исходили от стенной плоскости, сохраняя ее значение в полной силе (стена теряет свое значение, если на ней изображен далекий пейзаж с сильно углубленным пространством).
В изображениях Древнего царства заметна тенденция представить человеческую фигуру на плоскости, по возможности ясно расчленяя ее: голову рисовали в профиль, грудь en face, а ноги опять в профиль (этот способ изображения сохранился в священных скульптурных произведениях до позднего времени). Это позволяло изобразить обе руки одну за другой одной линией.
Самой груди, наоборот, недостает ясности варажения. В линиях туловища, там, где они переходят в профиль ног, ясно заметно отсутствие логической выразительности, недостаточна моделировка тела. То, что на рельефе рога идущего быка изображены симметрично, en face, сама же голова повернута в прфиль, по ходу процессии, является доказательством того, что для художника целью являлось не ясное расположение плоскостей, а линии рисунка.
Египтяне Древнего царства обладали тонким пониманием условий плоскостной декорации и в рисунке деталей, и в композиции целого. В нижнем ряду фриза двойной ряд маленьких птиц почти орнаментально заканчивается изображениями маленьких зверей, нежность и миниатюрность которых делает поступь быка, помещенного непосредственно над ними, еще массивнее.
Художественная задача состоит в том, чтобы параллельными рельефными лентами-фризами, опоясывающими все пространство, придать ему сдержанный покой. Горизонтальны лини - линии спокойные, тогда как вертикальные являются носителями архитектонического движения.
Так например, поперечные линии лент,
опоясывающих пучки стеблей лотоса, сдерживают стремящуюся вверх колонну и связывают вместе с тем ее отдельные части. Спокойная горизонтальная линия фриза на гробнице Ма-нофера является следствием того же стремления к замкнутости,
как и карниз, который энергично очерчивает здание снаружи.
Плоскостная декорация есть необходимое следствие стиля, который делает плоскость основой архитектуры. Стены пирамиды были покрыты украшениями, которые соответствовали грандиозной мощи здания и получались благодаря различиям в окраске камней его облицовки.