Вознесение

May 13, 2010 20:45






Фреска из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря

Напекла я блинов "Христу на онучки", сделала лесенки. А Андрей все цифровые фотоаппараты увез.
Картинка будет потом, когда пленку проявлю.


Вознесение (Вознесеньев день, Ушестие) - праздник православной церкви, отмечаемый на сороковой день после Пасхи.

О событии, которому посвящен праздник, в народе говорили: "До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос-Воскресе улетает". Крестьяне верили, что во время обедни в Вознесеньев день над каждой церковью разверзаются небеса, и к ее куполу с неба опускается лестница, по которой сходят архангелы и ангелы и становятся с двух сторон у ее основания в ожидании Христа.

Праздник, приходившийся на май - начало июня, в средней полосе России совпадал с периодом созревания озимой ржи, формированием ее колоса, поэтому он стал одной из поворотных точек в сельскохозяйственном календаре. В этот момент предоставлялась возможность повлиять магическими средствами на вегетативную силу посевов, на процесс их роста, поэтому ко дню Вознесения был приурочен обычай ходить на поля смотреть посевы, сопровождавшийся трапезами, изготовлением яичницы и ритуальными действиями с пирогами, лепешками, печением в форме "лесенок", блинами и т.д. В данном случае языческая традиция, придававшая большую роль хлебу в земледельческих ритуалах, тесно переплелась с христианской, так как "лесенки" пекли, чтобы помочь Христу подняться на небеса.

"В вознесенье пекут лестницы. Это не что иное, как продолговатые лепешки из сборного теста, вершка в 4 длиной и в полтора вершка шираной с рубчиками впереди вроде лесенки. С этими лесенками. отдохнув после обеда, мужики, бабы и девки идут все на свои ржи в поле. Там всякий у своей нивы, помолясь на все 4 стороны, бросает лесенку вверх, приговаривая "Чтобы рожь моя выросла так же высоко". После этого лесенки съедают".
В.В. Селиванов, Год русского земледельца, 1902

На востоке Новгородской губ. для этого пекли пироги - "рогушки"/"рогульки", края которых специально защипывали. Крестьяне верили, что по этим "щипочкам" Господь поднимется на небо. С этой же целью пекли блины - "Христу на онучки", символизировавшие обувание Христа перед дорогой.

"Это ярко показывает, что крестьяство переиначивает и толкует уерковные учения на свой земледельческий лад. Это также ясно вскрывает формы мышления аналогиями. Вданном случае обрядовое печение служит звлогом успешного произрастания и поднятия вверх злаков". В.Я. Пропп

До Вознесения продолжалось пение Христа. Заканчивая пасхальный период, праздник завершал период растворения границ, единения миров: божественного и человеческого, мира живых и мира умерших, грешников и праведников. По народным представлениям, до Вознесенья грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут видеться с праведниками - "С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье - и дедам, и внукам, и раю и мукам!".

В традиции восточнославянских народов праздник Вознесения связан с представлениями о посмертном пребывании души на земле и вознесении ее на небо через 40 дней после смерти, поэтому русские крестьяне часто почитали Вознесение и его канун как праздник умерших - "родителей", с которыми в этот день прощались. Поминальное значение иногда предавалось и выпекаемым в этот день блинам и "лесенкам", с этой целью их раздавали нищим или жертвовали в церковь. В некоторых местах в Вознесеньев день было принято ходить с этим угощением, а также пирогами и яйцами на кладбище. Поминание умерших было тесно связано с земледельческой обрядностью, в которой оно являлось одним из обязательных элементов.

brauch, fresco, pskovgebiet, ascension, ritual food, icones, xii

Previous post Next post
Up