Ануто. Костел святой Анны пророчицы

May 08, 2010 19:12






В XVI в. земли в районе озера Лойно, пренадлежавшие польскому пану Агинскому (Огинскому), отосились к Речи Посполитой. Точных сведений о постройке костела не имеется (требуется архивная работа). Хотя в кадастре он датируется памятником арх. XVI в., по данным Плана генерального межевания 1790 года никакой церкви или костела на хуторе Ануто не было.

Вероятнее всего, церковь была построена в 1811 году князем Фаддеем Огинским, и освящена 10 апреля того же года как костел св. Анны. 15 апреля 1826 года было завершено новое строительство (возможно, причиной тому был пожар?) княгиней Анной Огинской. Костел был освящен 26 июня 1827 г. прелатом Непокойчицким. Церковь была филиальной и подчинялась Сокольницкому монастырю конвектуальных францисканцев (1771-1832гг.) (ныне д. Старосокольники Новосокольнического района).






Церковная ограда, сложенная из различных по форме и размерам валунов в сочетании с кипичем, не имеющая острых углов, возведённа одновременно с костёлом.




Баптистерий (?) Пристройка к восточной стене Церкви (бывшего костёла).

Рядом с хутором Аннутово, находилась усадьба князей Огинских, место которой сохранилось до наших дней. Сохранились так же так называемая «панская» аллея», в которой произрастают редкие деревья - липа мелколистная и клен платановидный, и «панский» пруд. При пане на озеро Лойно постоянно поддерживалась дорога из бревен, по которой ездили на озеро купаться и рыбу ловить, а также бочками возили воду в панский пруд.




Остатки парка и усадебного пруда.




Вид на село с юга, со стороны бывшего места усадьбы Огинских.

Католический костел в был закрыт в 1878 г., здание было передано православной общине. Храм был освящен в честь свт. Николая. Церковь была незначительно перестроена, скорее всего, именно в 1878 году (цепная кладка в России была популярна в конце XIX века, да и раствор там уже с цементом, а не известковый, что тоже говорит о второй половине XIX века). На крыше был возведён деревянный “бутафорский” купол, а также надстроена кирпичная колокольня в эклектическом стиле.




Вид с колокольни на фальшкупол.

Барочный интерьер и убранство костёла не были подвержены каким-либо значительным переделкам в связи с переосвящением его в православную церковь Николая Чудотворца, за исключением маловыразительных росписей, выполненых масляными красками в начале ХХ века, и в последствии подновлявшихся.







Под бывшим костёлом сохранились обширные подвалы - склепы с захоронениями, часть которых в 20-х годах была разорена. Напротив храма, на старинном кладбище находится часовня-усыпальница в стиле модерн. За деревней сохранилось старинное польское кладбище.










Сохранившаяся надгробная плита с надписью на польском языке на кладбище близ церкви.

В справочнике "Землевладельцы и землевладения Витебской губернии за 1905 год" значится, что Ануто в 1905 г. принадлежало Витольду Иосифовичу Огинскому, земель было 642 десятины. Принадлежал Огинский к римско-католической церкви.

Огинские - ветвь князей Глазына, потомки князя Дмитрия Глушонка, получившего двор Огинты (Вогинты) в Жижморском (позднее Ковельском) повете (совр. Волынская область). Обычно они именовались "князьями с Козельска Огинскими". От внуков родоначальника, сыновей Богдана Дмитриевича, князя Огинского (?-1542) род разделился на 2 линии. В XVII и XVIII веках Огинские старшей линии занимали довольно высокие должности в польском государстве. Взаимоотношения православных магнатов и Православной Церкви в Великом княжестве Литовском (на примере рода Огинских)




Младшая линия, потомки князя Фёдора Богдановича, вскоре утратила княжеский титул и вошла в разряд обедневших шляхетхских родов (ее потомство внесено в 6 часть родословных книг Витебской губернии). Старшая линия, потомки князя Матвея Богдановича, получила подтверждение княжеского титула в Царстве Польском в 1821, а в России - в 1868. Ее потомство внесено в 5 часть родословных книг Виленской губернии.

Витольд Иосифович Огинский внесен в родословную роспись князей Огинских. http://rurik.genealogia.ru/Rospisi/Oginsk.htm

В советские годы храм свт. Николая не закрывался, богослужения в нем проводились и в дни Великой Отечественной войны. Цероквь в д. Зародище оставался единственным действующим православным храмом на несколько районов. Богослужения в нем проводятся и по сей день. Справа от храма находятся могилы бывших настоятелей: иерей Сергий; иерей Иоанн; прот. Симеон; иерей Андриан. Слева от храма - могила одной из последних насельниц монастыря села Вербилово (ныне - турбаза Алоль), монахини Иувеналии. Так же в деревне Зародище находятся два православных и одно старообрядческое кладбища.

Так как храм не закрывался, в годы гонений, в нем собраны иконы из других церквей, которые были разрушены Советской властью. Иконы Покрова Пресвятой Богородицы (устроена от жертв прихожан по старанию диакона Стефана Завилейского 1864 г. 27 июля) и св. Георгия Победоносца (усердное приношение крестьянина д. Малюзино Антона Васильева устроена 1889 г. 26 ноября.) деревянные в серебряных окладах, деревянных киотах из храма села Кицково; Голгофа и паникадило из храма села Курилово.




Икона "Святой Георгий Победоносец" 60-е года XIX века.

Местночтимой считается икона св. Ефросинии Полоцкой. После молитвы к этому образу преподобная княжна помогает в укреплении семьи, а бездетным подает чадородие.

Примерно в трехстах метров от храма находится холм, где в дохристианские времена было устроено капище для поклонения языческим богам, его камни для жертвоприношений со знаками сохранились и по сей день на этом холме.




Вид на капище с западной стороны.







Камень-следовик. Общий вид. Стрелками обозначены изображния: копыта (?), наконечника стрелы.




Камень-следовик. Изображение копыта (?).

Д. Зародище (Мостищенская волость), Себежский район, слева внизу http://mappskov.narod.ru/qualhtml/35.html
Фотографии с сайта http://sebesz.narod.ru/zarodishche.html
Историческая справка http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=4244, http://forum.regionavt.ru/forum/index.php?topic=1580.15, http://www.genealogia.ru/projects/nr/rurik.htm

messuage, stones, pond, pskovgebiet, icones, ortodoxy, churches, catholic

Previous post Next post
Up