Городище Пустая Ржева, вид с поля, д. Бардово.
История города Ржевы Пустой практически неизвестна. Между тем она играла заметную роль в средневековой истории Руси. Земли, на которых находилась Ржева, примыкали к древнейшей территории Великого Новгорода.
Ржевская дань Новгороду сложилась после распространения новгородского владычества на Псков и течение р. Великой, то есть в XI веке.
К XIII в. ржевская область была уже освоена новгородцами, о чем свидетельствует «Устав князя Ярослава о мостех». В 1265-1267 годах в Великом Новгороде строился большой мост через реку Волхов. Подчиненные Новгороду земли - «сотни» - должны были финансировать это строительство. Среди перечисленных сотен была и «12-я Ржевская».
Центром Ржевы было городище. В 1396 году новгородцы построили новую крепость.
Ржева Пустая упоминается в конце XIV в. в «Списке русских городов дальних и ближних». Существовует путаница в историографии, возникшая в связи с тем, что неподалеку от Ржевы Пустой в верховьях Волги находилась еще одна Ржева, сохранившаяся до наших дней, - Ржева Володимерова. А поскольку о Ржеве Пустой упоминаний в документах сохранилось немного, а ее самой давно нет, свидетельства о ней часто относят к Ржеве на Волге. Но последняя никогда не называлась Пустой и не входила в состав новгородских земель, будучи территориально и исторически связанной со Смоленской землей.
В «Списке русских городов дальних и ближних» 1405 г. Ржева Пустая упоминается среди литовских городов. Тогда Витовт «без вести» «повоевал Псковскую волость, и город Коложе язя на миру», - сообщает летописец.
Псковитяне попросили помощи у Новгорода. Но его воеводы заявили, что их «владыка не благословил идти на Литву, а Новгород не указал, но идем с вами на немци».
Псковитянам пришлось собрать «охочих людей», и они «шедше повоеваша Ржеву, а на Великих Луках стяг Коложский взяша и полону много приведоша». Новгородская летопись так описывает те события: псковитяне «ехавше на крестном целовании повоеваша села Новгородцькая Луки и Ржеву».
Разорив Ржеву Пустую и Великие Луки, псковитяне отомстили Литве за Коложе, а новгородцам - за отказ в помощи.
Историки затрудняются указать точное место расположения городища.
Многие учёные (в том числе и А. А. Попов) считают, что Ржева 1396-го года находилась когда-то в 70-ти километрах южнее нынешнего Новоржева, недалеко от Бардова (ныне Бежаницкого района), возле деревни с характерным названием Подоржевка (что ставит под сомнение археолог-любитель В. И. Михайлов, чьи раскопки показали, что люди здесь жили в 8-10 веках, а с 11 века здесь уже никто не жил).
Пустая Ржева, вид с городища, д. Бардово.
В.И. Михайловым, у бывш. д. Подорожевка, вблизи д. Бардово был обнаружен каменный идол. В дальнейшем обследован в 1983 году А.А. Александровым и идентифицирован им как варяжский идол.
Идол представляет собой антропоморфное каменное изваяние, изготовленное из зернистого по структуре камня, вероятно, гранита. Имеет широкое основание и сужается к вершине. Основание частично находится ниже уровня современной дневной поверхности.
Размеры наземной части составляют 0,7 х 0,6 х 1,3 м на камне обнаружены отчетливые следы искусственной обработки. Северная - лицевая - сторона камня плоско стесана. Голова и плечи рельефно вырублены из массивной каменной глыбы. На стесанной лицевой стороне заметны остатки контурного изображения, выполненного, скорее всего круглым в сечении металлическим чеканом. Особенно хорошо сохранилась верхняя часть изображения, где отчетливо читается контур лица овальной формы. На лице изображены два близко посаженных глаза, имеющих несколько отличную друг от друга форму. Левый глаз круглый, а правый - миндалевидный с сильно приподнятым внешним углом.
В верхней части головы выбиты три удлиненных треугольника, изображающих прическу или трехрогий головной убор. Следы какой-то выбивки читаются в районе висков - возможно, здесь были изображения ушей и серег. Следы выбивки читаются также в области туловища, однако вследствие плохой сохранности проследить контуры в этой части фигуры невозможно. Достаточно четко читается горизонтальная канавка, делящая туловище пополам. С правой стороны и по бокам эта линия усилена глубокой серповидной выбивкой, вогнутой вниз, наружу. Её можно принять за контур локтя согнутой правой руки. Следы обработки просматриваются и в области груди, но здесь первоначальные контуры прочитать невозможно. С южной, тыльной стороны камня в верхней части и по бокам имеются затесы, придающие камню в местах затесов уплощенную форму. Поверхность камня местами покрыта мхом и лишайниками и постепенно разрушается вследствие эрозии.
Псковский музей-заповедник хотел бы получить этот памятник истории в свои фонды и включить его в состав экспозиции. Работы по транспортировки изваяния из Бежаницкого района после заключения соответствующих договоров готова взять на себя московская компания Джей Ти Мобилис. Работы будут выполняться после согласования с региональными и федеральными органами по охране памятников и после полного археологического обследования того места, где идол был установлен много веков назад.
По мнению Н.В.Пиотух, Ржева Пустая находилась возле современного Новоржева, восточнее или северо-восточнее, на территории Борутского стана XVI-XVII веков. Хорошо известно, какое значение в средневековье имели традиции и как строго выдерживался формуляр официальных документов. В писцовой книге Пусторжевского уезда конца XVI в. вслед за описанием уездного центра Заволочья в южной части уезда следует описание Борутского стана в северной его половине. Таким образом сохранилась более ранняя традиция, когда уездным центром была Ржева Пустая. В той же писцовой говорится: «Да в Борутском же стану в черной волости в Борутской у Покрова святые Богородицы на речке на Борутице двор зелейной пуст». Зелейные дворы, как правило, располагались на посадах или вблизи города.
В начале XV в. Пусторжевская волость подпала под власть Литвы, но не полностью. Зимой 1436 г. новгородцы «ходиша на Великие Луки ратью и повоеваша; тогда же и Ржеву воеваша, своих данщиков, а они не почаша дани давати новгородцем». Раз Ржева Пустая упоминается вместе с Великими Луками, которые находились в совместном владении Новгорода и Литвы уже в конце XIV в., можно предположить, что в 1430-е годы Пусторжевская волость тоже находилась в совладении.
Поход новгородцев 1436 г. был вызван тем, что ржевичи и лучане перестали платить дань Новгороду. Между тем новгородский владыка и бояре были в ней заинтересованы не только с экономической, но и с политической точки зрения: отказ от дани повлек бы за собой потерю этой территории. В летописи Ржева называется «данщиком» Новгорода. Перемирные грамоты XV в. указывают, что с этой волости дань шла и Литве. Такое положение сохранялось на протяжении всего XV века.
В декабре 1478 г. при переговорах между Новгородом и Москвой, когда Иван III потребовал передачи ему ряда волостей, принадлежащих архиепископу, монастырям и боярам, «владыка с посадники и с житьими, пришед к великому князю, явили ему волостей Луки Великие и Ржеву Пустую, он же не взя того».
Новгородцы легко отказывались от двух городов, полностью им не принадлежавших, стремясь откупиться от великого князя Московского наименьшей ценой. Но в 80-е годы XV в. Ржева Пустая платила дань уже не только Новгороду и Литве, а и Москве. Это изменение зафиксировала грамота о ржевской дани.
Наименьшая часть дани шла Москве. Старинные даннические отношения были у Ржевы Пустой с Новгородом. Подтверждением служит то, что основная часть дани владыке и новгородским боярам с Бардовского погоста исчислялась в белках (с переводом на деньги) - старинной единице обложения. Великий князь Московский получал с Ржевы «сокольничое», - то есть дань соколами, которых использовали в царской охоте. Если птиц не могли представить, то отдавали деньгами: «С Ошевского погосту идёт рубль за два соколы».
В 15-м веке Ржевская (Ржовская) волость занимала территорию нынешних Новоржевского, Бежаницкого, части Локнянского и части Пустошкинского районов. Тогдашняя волость делилась на две половины - Бардовскую и Ошевскую; центрами их были погосты Бардово и Ошево (Ашево; теперь это населённые пункты Бежаницкого района). «Погостами» в старые времена называли большие сёла, куда на ярмарки приезжали «гости» (купцы), и откуда князья забирали свозимую со всей округи дань.
Бардовский погост делился на трети: Бардовскую, Ольскую и Ругодевскую. (Бардово и Ругодево, Ольса - Орша?)
Ошевский погост делился на губы: Влицы (ныне - п. Локня), Цебло (ныне - д. Цевло Бежаницкого района) и Раччин (ныне - д. Ратча Бежаницкого района). Кроме того на территории Ошевского погоста были две трети: Будкинская и Туровская (ныне дд. Будки и Турово Бежаницкого района).
Г. Острей и область Заволочье в конце XV в. составляли часть литовской территории с королевским наместником.
Расположение Пустой Ржевы по мнению Неволина К.А. 1806-1855).Взято из книги "О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке с приложением карты" СПб 1853 год.
Совместное владение территориями в Великолуцкой и Пусторжевской волостях отражало характер пограничных отношений Новгорода, Москвы и Литвы даже в XVI в., когда имели место частые набеги и велись переговоры о принадлежности той или иной волости, постоянно переходившей из рук в руки, что оборачивалось жестокими разорениями. Что касается Пусторжевской волости, то присоединение Новгорода к Москве принесло ее населению новые беды.
В 1484 г. весной Иван III «присла своих москвичь много множество в Великий Новгород, с всею ратною приправою, а потом иных присла своих людей на Ржову». Скорее всего, именно об этих московских посланниках говорится в грамоте о ржевской дани. Сначала приехал князь Иван Лыко «и судил и грабил люд - што хотел, то на них брал». То же самое творили его слуги Тимофей и Бурец. Население волости трижды приводилось к присяге, не один раз раскладывались денежные сборы, много «рухляди, платья» было награблено княжескими слугами. Особенно пострадали те, кто служил Великому князю Литовскому.
Результатом стало утверждение в Ржеве Пустой власти Великого князя Московского. Фактически произошел вооруженный захват территории, состоявшей в даннических отношениях с Литвой. «В течение 1488-1491 гг. шла дипломатическая переписка об этих землях. Мир 1494 г. признал их за Россией».
В дальнейшем великие князья московские и цари, отодвигая западную границу все дальше, увеличивали территорию Пусторжевской волости. В результате перемирия 1503 г. «в районе Ржевы Пустой к России был присоединен город Острей с волостями Веснеболого, Березай, Усвай, Ловцы, Невель». Затем произошло присоединение Заволоцкой области с волостью Долыса в результате военных действий 1530-х годов, закрепленное договором 1537 года.
Основным способом укрепления границ было строительство на новых землях порубежных крепостей. В Пусторжевской волости в апреле 1536 г. было построено Заволочье, ставшее ее административным центром (педположительно в 12-ти километрах к югу от Бежаниц, д. Дворцы).. «Тое же весны замысли государь наш князь великий Иван Васильевич новый город поставити от Литовского рубежа на Заволочье, озеро Подце, а остров Груда, начата звать его по озеру Заволочье... и посажан стел на Заволочье, и повеле им там дворы ставити» («Великому князю» Ивану Васильевичу, будущему царю Ивану Грозному, в ту пору было всего шесть лет, и вместо него правила его мать, Елена Васильевна Глинская). Новый город был поставлен на о. Груда (оз. Подцо, через которое течет р. Великая). В Заволочье не просто были сведены «посажане»: великий князь велел перевести туда дворы из Ржевы.21) Заволочье располагалось в самой южной точке Пусторжевской волости, запирая верховья Великой - основного пути к Пскову.
Хотя Пустая Ржева была сожжена в результате русско-литовской войны 1534-1537 г.г., город был отстроен заново. Не случайно в завещании Ивана Грозного, от 1572 года указаны отдельно эти города. "Да сына же своего Ивана благословляю городы, что есми поставил, с божиею волею, на Литовском рубеже: город Велижь, город Заволочье, город Себежь,....Сыну жь моему Ивану даю город Луки Великия, да город Невль,....Да ему жь даю город Ржеву Пустую со всеми волостьми и погосты, по тому, как было при мне".
Героическая страница в истории Заволочья связана с последним этапом Ливонской войны. Город успешно оборонялся с 5 до 23 октября 1581 г. и сдался только после того, как польский король Стефан Баторий прислал подкрепления. 200 воинам Заволочья противостояло тогда около 4 тыс. неприятельских солдат. Согласно мирному договору 1582 г. Заволочье с Пусторжевским уездом осталось в пределах России.
В 1582-83 годах, после освобождения от нашествия Стефана Батория, проводилась перепись населения, на съезжем дворе Пустой Ржевы.
В Смутное время Заволочье захватили поляки. Когда русские отбили город, поляки сожгли крепость. В середине XVII в. воевода С. Коведяев настаивал в связи с «нетихими» вестями с литовской стороны на восстановлении островной крепости, острога на посаде и на присылке в Заволочье государева наряда.
Местные же помещики, монастыри и «всяких чинов люди» не видели необходимости в воссоздании крепости вследствие удаленности Заволочья от основной территории уезда - город «вдался в литовскую землю», из-за чего холопы и крестьяне в военное время «збегали в ыные твои государевы городы». И просили они для «воровства и управы» быть по-прежнему «губному старосте, а не воеводе... на Дворцах».
Пустая Ржева оставалась уездным городом, подтверждением чему служат сохранившиеся документы таможенного управленияо том, что в 1669-1672 годах в Ржеве располагалась таможня. За вторую половину XVII в. крепость Заволочье так и не была отстроена, а во время Северной войны она уже не имела большого значения.
Именно из Пустой Ржевы был родом первый российский солдат - Бухвостов Сергей Леонтьев сын (1659 - 30.11(11.12).1728), «первый российский солдат» (по определению Петра I), майор, артиллерист.
В 1674-1683 гг. служил в Конюшенном приказе, затем при дворе царя в селе Преображенском, где совместно с другими придворными осваивал солдатское дело. В 1683 г. первым записался в войско Петра I и был назначен бомбардиром в Преображенский полк. Участвовал в обоих Азовских походах. С 169S капрал, с 1700 сержант, с 1706 подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка. За участие в Полтавском сражении (1709) награжден медалью. При взятии крепости Штеттин (1713) тяжело ранен. С 1717 г. в звании майора служил в Петербургском гарнизоне. По переписи 1580-1582 года в Пустой Ржеве было 8 семей Бухвостовых. Кроме того, брата Сергея Ивана Бухвостова в жалованной грамоте 16 марта 1685 г. царей Ивана и Петра Алексеевичей называют пусторжевцем и даруют дополнительные земли в Пусторжевком уезде.
В 1708 г. Ржева пустая и Заволочье были приписаны к Ингерманландской губернии (с 1710 г. - Санкт-Петербургской).
Фрагмент карты 1745 г. (из Атласа Российской Империи).
При образовании в 1777 г. Псковского наместничества было предписано правление уезда из Заволочья перевести в новый город на р. Сороть и назвать его Новоржев; соответственной и Пусторжевский уезд был переименован в Новоржевский. Исполнители указа для нового города выбрали другое место, - в центре уезда, при погосте Аршо, однако название Новоржев было сохранено.В 1796 г. стал заштатным городом Псковской губернии, с 1802 г. снова уездным.В 1856 г. в уездном городе Новоржев Псковской губернии насчитывалось 2 церкви, 159 домов, 48 лавок.
В начале 20 в. в Новоржеве были развиты обработка и сбыт льна, кустарные промыслы.В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Новоржев был оккупирован немецко-фашистскими войсками 17 июля 1941 г. Освобождён 29 февраля 1944 г. войсками 2-го Прибалтийского фронта в ходе Старорусско-Новоржевской операции. Город был почти разрушен и в послевоенные годы отстроен заново.
Исользованы материалы из
газеты «Земля Новоржевская» от 29 июня 2007 года (Вадим Вельков), из статьи
"Ржева Пустая" (Пиотух Н.В. Ржева Пустая // Вопросы истории, 1992, № 11-12, с. 175-178.), с сайтов
http://wiki.regionavt.ru/moin/NW/60/%D0%91%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9/%D0%9F%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8F%D0%A0%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%B0 и
http://museum.pskov.ru/news/?idnews=00161 Фотографии 1,2,5
by Paul the Pilgrim http://mappskov.narod.ru/qualhtml/index.html