"...Натюрморты из вещей в полуобморочном состоянии(...): мертвые вещи, запечатлявшие гармонию распада, намеренного разоблачения. Что бы он ни снимал, во всех фотографиях ощущалась какая-то мощная подспудная идея. Или кубки, стекло и изысканные предметы на фоне штофных тканей, как вначале; или простые вещи, вроде наполненных водой лампочек, витой улитки валторны, обгорелых спичек и изгороди из иголок, как потом." (Михаил Берг)
Первые известные натюрморты Бориса создавались в начале 1960-х гг. Их можно отнести к «бытовым» натюрмортам. Например, на столе, покрытом скатертью, стоит банка с цветами, в тарелке зеленый лук, чайник и разрезанная буханка черного хлеба.
В начале 1970-х гг. его отношение к натюрморту резко меняется. В отличие от большинства своих советских современников он впервые обратился к «некрасивым» предметам - железки непонятного назначения и мятая газета, кирпич и сломанная иголка с ниткой, искореженные гвозди и дохлая крыса.
В натюрмортах ощущается аромат абсурда, иронии и парадокса, что сближает их с его литературным творчеством. В «Натюрморте с полушкой» (1980) на плоскости лежит монета полкопейки 1912 г., мертвая стрекоза, осколок зеркала, в котором отражается хвост стрекозы и сломанная иголка с черной ниткой.
После перестройки Борис Кудряков каждую свою работу стал снабжать текстом, который нас отсылает к традиции концептуализма. Например, на тряпке, призванной символизировать скатерть, разбросаны спички, лежит разрезанное яблоко, стоит бутылка с водой и горит раскрытая книга, между страниц которой заложено письмо, а на еще не сгоревших страницах - граненый стакан с водой. Работа снабжена текстом: «"Горящий натюрморт". Февраль 1972 г. (Пустырь правого берега Невы). Горит "Накануне" Тургенева».
"На постановку натюрморта ушло а) 2 (две) бутылки вина “Ркацители” - были выпиты с Борисом Смеловым, б) 1,5 литра керосина, в) две коробки спичек. Натюрморт снимался под железнодорожной насыпью за станцией Горелово." (Аркадий Драгомощенко)
"Дома снимался (сам собою) натюрморт. Чему предшествовала длительная подготовка оптики, состоявшая из совлечения искусно склеенной картонной трубки и набора взыскательно подобранных линз от всевозможных оптических приборов, включая детский фильмоскоп. (...) После чего производятся тончайшие временные расчеты и камера водружается на штатив перед столом, на котором в необходимом порядке располагаются сухие гранаты, очки со сломанной дужкой, длинногорлая бутылка, отвертка. Иногда моток чудесной, матово сияющей проволоки.
Время экспозиции равнялось времени неторопливой прогулки с ул. Боровой, распивания вина, случайной беседы и возвращения. Натюрморт требовал 4-6 часов времени." (Аркадий Драгомощенко)
Иногда текст является неотъемлемой частью самого натюрморта. В «Натюрморте с Аппетитом» (1982) на дальней стороне стола стоит прислоненный к стенке плакат, на котором изображены школьники, обедающие в столовой, дана таблица распределения суточного питания для различных возрастов и цитата Ивана Павлова «…аппетит… есть сильнейший возбудитель пищеварительных желез». На плакате висит блесна с тройным крючком, а перед плакатом на столе лежат спичечный коробок, электрическая лампочка, женская коса и пачка кофейного напитка «Балтика».
Борис Кудряков и в литературе, и в фотографии продолжает и развивает линию русского абсурда на материале застойного или победившего социализма. Разве можно воспринимать плакат о распределении суточного питания с чудовищно нелепой цитатой из Ивана Павлова без иронии. (Вальран)
поэт обязан быть глубоко несчастным и даже в меру увечным // поэзия никогда не продаётся, она "только" посвящается. // иногда поэту позволяется поиграть в трали-вали: немного бытовухи, воспитательной "пропедевтики", каузально-маргинальной квазиперлюзии // поэзия это глубина неба, плеск хвоста по глади озера, щебет беспозвоночного в зарослях зонтичных растений // настоящая поэзия есть кладезь святой воды (а что ты ухмыляешься?) для самоочищения:
а - совести
б - чести
в - достоинства
г - сопатки
д - эпидермиса
Б. Кудряков
Использованы материалы из статьи Валерия Вальрана с портала
"Dejavu" (фото 4,5,9), 1,8 - с сайта
Foto&Video, 2 - с сайта
борейартцентр, 6, 10 - с сайта
www.artnasos.ru, 3 - с сайта
http://www.art-gid.ru/exhibition/events/1843/ , 11 - с сайта
http://www1.photographer.ru/krutilka.htm?id=298&pic=12&referer= 1 часть 2 часть .