Лев Звягин

May 21, 2007 07:11



Тонкость и острота проникновения в объект, сумрачный, пессимистичный, но столь пленительный лиризм - неотчуждаемые черты фотографий Льва Звягина. Время, на них запечатленное, есть время подлинного существования людей и вещей...
Евгений Звягин





Лев Звягин (1939-2000) во время войны был в эвакуации в деревне в Кировской области. После средней школы учился в ЛЭТИ и Гидрометеорологическом институте. Служил в армии.
Фотографией увлекся в начале 1970-х годов. Учился у друзей-фотографов. С середины семидесятых работал фотографом в Комбинате шерстяных и технических сукон им. Тельмана, где у него была фотолаборатория. В собственной квартире он также оборудовал лабораторию, где занимался творческой фотографией. Снимал фотоаппаратом «Киев», «Салют», после перестройки - «Canon».
Как фотограф был необычайно скромен и никогда никому не навязывал своих фотографий. Единственная выставка, в которой он, несомненно, участвовал, была в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского в 1981 году в связи с открытием литературного «Клуба-81».
Снимал городские пейзажи, пригородные парки, портреты художников и литераторов ленинградского андеграунда.



Лев Звягин - представитель ленинградского фотоандеграунда, старший брат известного писателя Евгения Звягина, через которого он познакомился со многими художниками и поэтами независимой культуры. Круг общения определил портретируемых. Это, с одной стороны, писатели и поэты - В. Алексеев, В. Нестеровский, С. Стратановский, Е. Звягин, с другой стороны, художники - А. Басин, В. Гаврильчик, Т. Новиков, Е. Фигурина, Н. Зверев, С. Добротворский и др. Примечательно, что Лев не делал постановочных портретов, а снимал своих друзей в той обстановке, в которой они жили.

Как отметил Вальран, в 70-е годы тема руинированности, разложения, мусора интересовала многих фотографов. Кто-то снимал грязные питерские дворы, обшарпанные стены. Кто-то сознательно вводил в натюрморты "некрасивые" вещи: гвозди, кирпичи, проволоку. Лев Звягин в этот период часто выезжал за город и фиксировал гигантские свалки. Выставить подобные фотографии в советское время было невозможно - слишком много автор заключил в них острой социальной рефлексии и предчувствий экологической катастрофы.
В его проекте «Сталкер» мусор становится героем пейзажей, а в «Коллекторе» Л. Звягин кадрирует свалки как натюрморты. В «Коллекторе» осуществляется сознательная и последовательная валоризация и эстетизация мусора. Тем самым Звягин продолжает традицию антиэстетской, абсурдистской фотографии Бориса Кудрякова. Звягин был также одним из активистов технически примитивного фотоискусства.



Разве чужая душа - потемки? Это так отнюдь не всегда, особенно а тех случаях, когда человек наделен ею - этой самой душой, а, стало быть, и талантом. Казалось бы, фотограф снимает на пленку и проецирует на кусок белой бумаги объекты внешнего мира. Однако не открою Америки, если скажу, что он впечатывает в предлагаемые им арт-изделия чекан собственной личности.

Мой брат, Лев Аронович Звягин, фотограф от Бога, занимался черно-белою фотографией в 70-х - начале 80-х годов прошедшего века, с окончанием которого он завершил свой жизненный путь.

Он не стремился к большой известности, и был ценим в узком кругу специалистов и почитателей. Хотя, конечно, его фотоснимки появлялись на страницах известных изданий. (Последним и анонимным "хитом" его была уже цветная фотография ребенка, ставшая оберткой не очень большой шоколадки).

В современном актуальном речении циничное слово "отстой" заменило политический термин "застой", обозначающий, в жизненном плане, ту безнадегу, бесперспективность и растресканность бытия, которую мы ощущали в уже упомянутые мной годы. На снимках Льва Звягина экзистенциальная сущность этого исторического периода предстает с наглядной и выразительной силой, хотя от самой по себе политики они ох как далеки.

Его не тянуло на площади - он снимал сиротливые свалки, Геракла с портика Михайловского замка, едва держащегося на обдолбанного разрухой ногах /чем не символ эпохи!/, видовые пейзажи все еще прекрасного города, портреты друзей, среди которых особенно много было художников.

Тонкость и острота проникновения в объект, сдобренные сильной подсветкой чуть сумрачного, пессимистичного, но столь пленительного лиризма - неотчуждаемые черты его фотографий. Время, на них запечатленное, есть время подлинного существования людей и вещей, как, впрочем, и всякое, отпущенное человеку на его коротком пути. Не всякий награждается даром на свой лад зафиксировать увиденное. Лев Звягин, художник-Фотограф, обладал им в полной мере.
Евгений Звягин

Материалы с сайта Галереи Борей, воспоминания Евгения Звягина с сайта Пчела

.

photographers, art, lps, trash, saint petersburg, vintage photos

Previous post Next post
Up