Образ мачехи в «Золушке» заставляет задуматься о человеке, в котором соревнуются два начала: светлое и темное. Разумеется, такая коллизия свойственна всем, а вовсе не только мачехам, но случай мачехи интересен тем, что на стороне тьмы выступает естественное материнское чувство, любовь к родной дочери, а на стороне света - абстрактные,
(
Read more... )
Имеется в твоем рассуждении одно слабое место (о, тут Нина меня опередила). Говоря об искушениях «в старину», ты приводишь в качестве примеров объекты культуры (мачеха из сказки, Тристан с Изольдой - все они персонажи); говоря об искушениях современности, ты объектом искушения полагаешь абстрактных, но реально существующих людей. Получается несимметрично. Чтобы «позагибать пальцы», придется либо сравнивать нравственный заряд источников культуры - тогдашних и сегодняшних; либо же пороки, распространенные в разные эпохи. Поскольку ни тем, ни другим я заниматься не берусь, скажу просто пару банальностей.
Грехи бывают естественные и противоестественные. С первыми все просто, они нашли себе место в человеческой природе. Вторым же приходится искать иную основу. Культура - нравственно нейтральная вещь, но сильное обоюдоострое орудие. Именно противоестественные грехи используют культуру для (1) легализации и (2) размножения. Так было всегда, но с чем связана атака со стороны противоестественного в наше время? Не в последнюю очередь - с доступностью культуры. По-видимому, когда культура носила элитарный характер, противоестественные пороки были уделом в основном высших слоев общества. Слом классовой системы и расцвет сначала светской, затем массовой культуры изменили ситуацию. То есть, мы имеем дело не революцией, а скорее с последствиями революции.
Reply
Leave a comment