Термина не хватает

May 13, 2017 13:58

Геополитика и демография - в общем, порознь. Но есть один контекст, в котором они соединяются: контекст коллективной рефлексии. Народ в целом как-то себя ощущает в смысле того, где он оказался на глобусе. Самое простое - это тесно ему или просторно. И вот, в зависимости от того, что сильнее тревожит, спикеры-рупоры народные могут оформлять эти ощущения в демографических или геополитических терминах.

И именно тут, в царстве коллективно-субъективного, возникает потребность в общем термине, универсалии, которая была бы и про население и про географию.

  • Немцы тридцатых чувствуют, что им тесно, вельтраума не хватает. Хватает им или нет объективно - это дело десятое, они так чувствуют.
    Это не Адольф Алоисыч придумал, он озвучил просто. Таков был консенсус.
  • А у нынешних немцев другой дискомфорт: они вымирают, рождаемость сильно ниже смертности. Все в курсе, об этом по телевизору говорят, это такой лейтмотив в обсуждаемой нами плоскости. В пивных после третьей кружки я, бывало, вовлекался в базары за демографию. Ну и бильд ам зоннтаг, как же без него.

Видно, что эти два чувства: "тесно" и "вымираем" - хоть и разные, но однородные. И выражены в разных терминологиях. А хочется одно слово-зонтик, родовое, над ними.

(мироощущение разделенных народов типа давешних немцев или корейцев - это, всё же, немного из другой оперы, но тут возможна дискуссия)

Еще из той же коллекции:

  • Русские до Революции: к морю пустите! К Балтийскому! Что, пустили? К проливам теперь пустите! Ну, естественное желание, чего уж там. Так много суши может и надоесть (всё-всё, я больше так не буду шутить).
  • Голландцы: а чего-то мы того... тонем тут.
  • Чилийцы: мы настолько бедные, что и не замечаем толком, какие мы вытянутые, узкие и длинные.
  • Англичане (давешние): солнце не заходит. Величие давит.
  • Англичане (нынешние): спасибо, нас всё устраивает.
  • Добавьте своё.

И напоследок - нынешние русские. Не "нам просторно и пустынно" (хотя я тут смотрел на карту наших железных дорог и почувствовал приступ агорафобии). Не "мы вымираем" (хотя "русский демографический крест" никто не отменял, даже несмотря на то, что мы его недавно прошли в обратном направлении). А "нас мало". Вот именно в этой формулировке. Любая другая формула - это искажение чуть ли не единственного общественного консенсуса русских, и фу, и в огнь вечный, анафема. "Нас мало" - следует понимать, по сравнению с тем, сколько нас должно быть "по идее". Это такой стихийный платонизм, точнее плотинизм: естественным образом ощущается, что есть некоторая идея, логическая значимость которой не соответствует масштабу материальной реализации этой идеи. Должно быть масштабнее. Изъян, перекос в мироздании.

М. Кононенко, к примеру: "нас катастрофически мало. И более-менее дальновидный человек понимает, что Россия не может жить «как маленькая европейская страна» просто в силу того обстоятельства, что она - не маленькая европейская страна. Каждая маленькая европейская страна является частью большого конгломерата, частью которого мы стать не можем по причине того, что нас туда не берут. Мы - отдельная цивилизация, и если мы хотим участвовать в диалоге цивилизаций, мы должны быть сравнимы с ними по базовым параметрам. По территории мы сравнимы. По населению - нет. Условный «запад» - это миллиард человек. Китай - это полтора миллиарда. Нас - 146 миллионов. Даже если посчитать весь «русский мир», нас не больше 300 миллионов (вроде бы около 200 - Н.Л.). С нами не о чем разговаривать - нас слишком мало. И мы должны стараться, чтобы нас стало больше."

Если закрыть глаза на смешную мотивацию "с нами не о чем разговаривать" - то да, это примерно то, как мы себя ощущаем.
Previous post Next post
Up