Как оправдать Того, Кому до фени ваши оправдания

May 10, 2017 18:34

В дружественном журнале пережевывают Лейбница. Говорят, есть и в Лейбнице нечто доброе.

Еще говорят, что в Теодицее не всё верно, зато написано простым языком. Не могу не присоединиться к похвале. Действительно, если философ с таким сложным понятийным аппаратом (одним из сложнейших) вдруг снисходит до простоты слога - отчего бы ему не простить, что он этим простым слогом пишет глупости. Гегель, к примеру, и ерунду писал сложно; всё познаётся а сравнении.

Купил мужик на последние деньги десять грецких орехов для ребеночка. Колет их с превеликим трудом, обливается потом, а они гнилые один за другим. А в последнем орехе червяк в характерной кепке сидит, и с характерным же акцентом спрашивает "абыдна, да?". Это анекдот такой в 90-е годы ходил, не знаю уж, чего в нём смешного, кроме того, что он про философию природы Гегеля: от её чтения именно такое ощущение остаётся.

Так-то я гегельянец, чего уж.

На самом деле, есть только одна теодицея, не вызывающая ощущения обмана и передергивания. Это апокатастасис. Вера в то, что каждый, кто согласится добровольно принять спасение, будет спасен для блаженной вечности, на фоне которой временные страдания на земле, независимо от их интенсивности, будут восприниматься досадной преходящей мелочью. Никаких других "честных" теодицей быть не может.

Лейбницевские версии - просто ещё несколько монет в копилку обмана, очередная непрошеная медвежья услуга. Не знаю уж, отчего так, но адвокаты дьявола (не позволяющие симпатиям возобладать над истиной) обычно выглядят значительно привлекательнее адвокатов Бога.
Previous post Next post
Up