Я хуже Лапласа

Oct 04, 2010 14:32


faceted_jacinth спрашивает, интересуется знать:

Можно нескромный вопрос -- что вы думаете о так называемой Свободе Воли? Конкретнее -- действительно ей нет места в механистической системе, и если да, то что именно ограничивает её свободу там ( Read more... )

Leave a comment

Comments 56

bluxer October 4 2010, 10:43:21 UTC
Считается, что свобода воли существует. Иначе не было бы, например, уголовного кодекса.

Reply

schwalbeman October 4 2010, 10:54:25 UTC
Свобода, безусловно, существует. Как и счастье, как и шизофренические галлюцинации. Просто она носит субъективный характер.

А уголовный кодекс, кстати, существует не для наведения справедливости. Если это хороший уголовный кодекс. Человеку негоже подменять божественные функции. УК преследует гораздо более прагматичную цель - он делает общество более безопасным и комфортным. Самим фактом своего существования он влияет не только на тех, кто преступил и сел, но и на тех, кто убоялся сесть и поэтому не преступил. Юристы это называют разными красивыми словами - но суть именно та.

Reply

bluxer October 4 2010, 11:08:07 UTC
ну не знаю. поскольку там идет учет вины, разных отягчающих и смягчающих обстоятельств, то не соглашусь.

Самим фактом своего существования он влияет не только на тех, кто преступил и сел, но и на тех, кто убоялся сесть и поэтому не преступил
так это вроде и есть воздействие на свободную волю. иначе ничего не получится. кто должен украсть или убить, тот непременно это сделает в силу социальных условий или там генетики.

Reply

schwalbeman October 4 2010, 11:30:56 UTC
Может быть, это не свободная воля реагирует на УК, а дикий зверь внутри меня? Знает, что накажут - и не балует.

Reply


edelberte October 4 2010, 10:56:45 UTC
Ой. Это что ж такое? На глазах у потрясенной общественности в кальвинистскую ересь впадаешь?

Reply

schwalbeman October 4 2010, 11:25:44 UTC
Ни разу. Как думаешь, почему?

Reply

edelberte October 4 2010, 12:45:00 UTC
Не знаю. Пробую предположить: в рамках концепции греха и предопределения свобода и внутреннее переживание свободы неразличимы. Так или не совсем?

"Если субъект ощущает свободу воли, то воля его свободна. Если не ощущает - то несвободна."

А это-то различие откуда берется?

Reply

schwalbeman October 4 2010, 12:59:48 UTC
Это различие берётся из здоровья личности. А здоровье, зачастую, связано с обременением грехами. Это выглядит логичным: апостол многократно проходится по глубокой связи свободы и святости, несвободы и греха.

В целом, да. Указав свободе онтологическое место (она-де принадлежит субъективной реальности), мы не уничтожили свободу. Кстати, этим самым мы и несвободе присвоили статус субъективного! Т.е. статус свободы если и понижен, то не за счёт несвободы. Уж не знаю, понятно ли выразился.

Далее, если на минутку задуматься, то моя позиция полностью противоположна кальвиновской. Я утверждаю (ты верно сформулировала), что свобода тождественна переживанию свободы. Но переживание это точно существует (Кальвин объявляет его иллюзией). Значит и свобода существует.

Reply


chat_de_mer October 4 2010, 11:05:22 UTC
тепло и усталость существуют именно в мире вещей, их несложно измерить, они вполне себе объективны. а ощущения - уже результат.

Reply

schwalbeman October 4 2010, 11:27:35 UTC
Да, тепло и усталость таковы. А свобода не такова.

Reply

xp_cmdshell October 4 2010, 11:52:05 UTC
Ощущения всегда субъективны, независимо от того, можно ли измерить вызвавщие их воздействия.

Reply


olaff67 October 4 2010, 11:25:06 UTC
...ему ничто не соответствует в мире вещей.
Именно так.

Другой вопрос о принадлежности ее к ощущениям. Рациональное умозаключение о необходимости свободы также возможно. Хотя бы от противного: при всей упорядоченности механистической вселенной, где все причинно обусловлено, находится место поступкам, выпадающим из этой цепи. Конечно, все проявления свободы имеют место только в связи с человеком, но отнесение человека и его действий/поступков только к миру жестко обусловленных вещей уже само будет актом свободы выбора.

Reply

schwalbeman October 4 2010, 11:29:47 UTC
Мне очень понравилось словосочетание "необходимость свободы". Я отправляюсь вкушать ланч с этими двумя словами под языком.

Что же касается того, как доказать свободу разумно - там много разных проблем. Одна из них - свободность подсознательно принятых решений. Много и других камней под водой.

Reply

olaff67 October 4 2010, 11:39:41 UTC
Бонапети! Вам-то ланч, а мне с ощущением этим жить/

Reply

schwalbeman October 4 2010, 12:44:15 UTC
Ланч - дело сугубо личное. А выше упомянутое ощущение - дело всеобщее. С ним всем нам жить, ибо свобода - существует. В описанном выше смысле.

Reply


or_land_ino October 4 2010, 11:45:54 UTC
" Свобода воли это ощущение, такое же, как ощущение тепла или усталости - но ему ничто не соответствует в мире вещей."

Супер! Впрочем сюда можно подставить "счастье", "любовь", "радость".

Reply

schwalbeman October 4 2010, 12:50:16 UTC
Есть некоторая существенная разница между радостью и свободой. Чувство радости изначально рапортует о внутреннем состоянии человек; мудрецы её обычно не путают с показаниями внешних датчиков. А чувство свободы очень похоже именно на доклад о внешнем положении вещей, о том, как мир устроен, как дела обстоят. Мой тезис состоит в том, что похожесть эта кажущаяся.

Reply

or_land_ino October 4 2010, 13:19:12 UTC
Очень точно. Но возможно только до той точки, когда "мир" и "я" фактически совпадают.

Reply


Leave a comment

Up