Эта притча может помочь нам понять, каким должно быть устройство цивилизации для всеобщей пользы (причём притча вполне может солидаризировать и людей религиозных, и коммунистов с разными социалистами и прагматичной буржуазией), но и лично для каждого из нас притча может многое объяснить (а свой понимание что же является главным в этой притче для русской цивилизации, это я пожалуй поясню попозже), итак:
Иоанн Кронштадтский ежедневно заходил в мелочную лавку Петрова менять 10-15 рублей на копейки и после раздавал их нищим. Так продолжалось несколько лет.
Торговля у Петрова была необычайно бойкая, вдвое больше чем у других, лавки которых находились в людных местах. Однажды, когда отец Иоанн опять зашел к нему и попросил разменять на медные деньги 20 рублей, в лавке была масса покупателей. Петров потом рассказывал: «Такая взяла меня досада! Мелочь самим нужна, народу - хоть разорвись, а тут пересчитывай полчаса копейки на целых 20 рублей. Я исполнил просьбу батюшки, но подумал: “Хоть бы ты убрался куда-нибудь в другую лавку со своими копейками. Надоел, право“. Отец Иоанн поблагодарил, взял мешочек с медяками и вышел. Проходит день, другой, третий, - батюшка не идет менять. Я на это внимания не обратил, даже доволен был. Прошло около месяца… Замечаю я, что почти с каждым днем торговля у меня идет все хуже и хуже; покупателей все меньше
.
А тут, как на грех, капуста скисла, хлеб, что ни спечешь, - мякина одна, просто выбрасывай, огурцов целая бочка пропала…»
Вдруг Петрову ясно вспомнилось последнее посещение его лавки отцом Иоанном и слова, которые он в досаде мысленно сказал в его адрес. Чуть свет он отправился просить прощения. Отец Иоанн встретил его словами: «Я больше не тревожу тебя».
Петров со слезами бросился к ногам отца Иоанна и стал просить прощения.
Батюшка ласково сказал: «Встань, встань. Господь милостив, простит, ты больше бедняков-то люби; ведь братья они тебе, Христос и для них пострадал на кресте… Не отворачивайся от просящего, если можешь помочь ему чем-нибудь, а то и Господь от тебя отвернется».
Отец Иоанн отслужил по просьбе Петрова молебен, а Петров стал каждый день подавать нищим - кому хлеба, кому грошик. А батюшка опять стал заходить к нему менять копейки. Покупатели опять стали приходить к Петрову, и его торговля вскоре пошла лучше прежнего.
Вот и всё. Эта притча по-моему взята не прямо
из жития святого праведного
Иоанна Кронштадтского, а из каких-то житийных рассказов.
Фото взяты из открытых источников, а текст в 1997 году
издавался в "Молодой гвардии", а также в 2002 году был опубликован на странице 673 в книге "
Чудеса в православии" (автор - священник
Владимир Емеличев ...кстати, я лет 20-25 назад читал и ещё один удивительно тонкий по содержательности сборник, составленный отцом Владимиром, тот сборник тоже очень
большим тиражом издавался ). Этот рассказ воспринимается как очень ёмкая жизненная история, очень о многом, и серьёзно позволяет задуматься об устройстве мира людей (стереотипов о корысти и о выгоде мира материального), а также мира духовного (о связи с миром для многих невидимым).Что лично мне кажется главным для в этом рассказе для понимания русского мира, и каково важное указание на верное устройство цивилизации, и, в частности на отношение к Донбассу:
1) таким должно быть верное отношение Москвы к Донбассу (надеюсь что оно таким и является, таким останется, и мы не увидим малодушия из-за глупого понимания прагматики и корысти, мы не увидим предательства),
2) таким должно быть верное отношение Киева к Донбассу (многих бед можно было бы избежать, если не как каратели киевляне пришли бы к нам, а проявили бы братское сочувствие),
3) так должен был бы и Донбасс относиться к обеим столицам (однако у нас и правда такое отношение - "Не верь. Не бойся. Не проси", Донбасс не ждёт выгоды, на колени не станет, уничтожить себя не даст)
4) таким должно быть и верное отношение России к Украине (если это даже "чемодан без ручки", то негоже сейчас вывалить всё неприличие и попытаться раздербанить, задёшево продав. В таком виде это "добро" никому не нужно, а за хамскую корысть в отношении Украины и Запад будет наказан, и России негоже идти по пути хамской западной политики).
Думаю что таким, не привязанным к вульгарному прагматизму должно быть вообще ОТНОШЕНИЕ СТОЛИЦ к ПРОВИНЦИЯМ, и, конечно провинций к столицам.
Таким, не привязанным к вульгарному прагматизму должно быть вообще религиозных групп к атеистам, и, конечно атеистов к верующим.
Таким, не привязанным к вульгарному прагматизму должно быть вообще отношения между людьми и социальными группами (впрочем, это объяснил и сам святой праведный Иоанн Кронштадтский).