Дом с привидением

Jun 04, 2015 05:55


Помещичий особняк в поселке Камышеваха местные жители частенько называют Домом с привидением. Неизвестный призрак ходит ночью по комнатам и, похоже, что-то ищет. Иногда он спускается к озеру, пытается найти мостик, ведущий на середину водной глади, а затем исчезает.
Тень мертвеца

Старшие поколения краматорчан помнят, что в советское время в дворянском особняке располагался лагерь труда и отдыха. Старшеклассники, принимавшие участие в сельскохозяйственных работах, не были лишены чувства романтики. Некоторые из них пытались ночами исследовать старое дворянское гнездо, и даже спускались в подвалы, в кочегарку. Некогда винные подвалы тянулись на десятки метров к озеру, которое сегодня принято называть Лебединым.

Разные истории рассказывали старшеклассники друг другу. И про черную руку, и про тень мертвеца, и про барина, который встает из могилы и кричит «Отдай мою голову!»

Мало кому известно, как звали помещика, который жил здесь до Октября, но в семидесятые годы кому-то из школьников довелось встретиться и пообщаться с худощавой женщиной в черном, работавшей при барине на кухне.

Она приходила в Камышеваху к Столетнему дубу и долго смотрела на озеро, и особняк.

Именно с ее слов подростки узнавали о том, что много лет назад посреди Лебединого озера в Камышевахе стояла беседка на сваях. С берега к ней вел мостик. Дворяне любили трапезничать посреди водоема, а слуги по мостику подносили в беседку еду.

Революционных событий владелец усадьбы не пережил. Со временем особняк отдали под детский дом. В тридцатые годы бывшие беспризорники разграбили дворянский склеп и таскали по окрестным пригоркам помещичий череп. Головой барина, говорят, даже в футбол играли.

Попытка пролить свет

Подлинных сведений о прошлом Камышевахи крайне мало. История этого краматорского поселка до сих пор остается малоизученной. Известно, что это было одно из имений помещиков Бантышей.

В 2008 году юные краеведы из клуба «Самоцвет» (Центр внешкольной работы) попытались приоткрыть завесу истории. Одна из исследовательских работ представителей клуба была посвящена именно Камышевахе.

Согласно исследованию, дворяне Бантыши во второй половине девятнадцатого века были одними из крупнейших землевладельцев в Российской империи. Известно, что один из Бантышей (Александр Федорович) получил в приданое от брака с Ольгой Ивановной Хлоповой земли в верхнем течении Торца. В 1889 году Ольга Ивановна умерла. После ее смерти осталось недвижимое имение Ново-Райское в 3208 десятин. В права наследства вступили братья Василий и Федор.

В клубе «Самоцвет» имение Ново-Райское идентифицировали с Камышевахой.

«Найденные в Харьковском архиве планы имения подтвердили, что земли принадлежали одновременно обоим братьям. На одном из планов изображена речка Камышеваха, приток Бычка. Именно здесь располагается современное одноименное село», - делились своими выводами юные краеведы в одной из краматорских газет.

Публикация 2008 года не давала четкого ответа на вопросы: кому именно из дворян Бантышей принадлежала Камышеваха в начале двадцатого века, кто из них был похоронен в дворянском склепе.

Высказывалось предположение, что после смерти помещика в усадьбе остались остался управляющий по имени Евстафий Гаврилович, что он был убит, а привидение в доме Бантыша - призрак управляющего.

Кто похоронен в дворянской усадьбе?

Все точки над «ё» расставил краматорский краевед Виктор Иванов, натолкнувшийся в Харьковском архиве на уникальный документ.

По информации Виктора Иванова, у Александра Федоровича Бантыша и Ольги Ивановны Хлоповой было четверо детей: Иван, Антиох, Василий и Федор.

Но Иван Александрович умер в 1881 году. Антиох - Изюмский предводитель дворянства. Он был убит в Харькове в ночь на 6 мая 1900 года.

Имение в Камышевахе могло перейти в наследство либо Василию Александровичу, либо Федору.

Федор Александрович - фигура знатная. Он был херсонским и иркутским губернатором. В 1919 году его расстреляли в Харькове чекисты. В теории владельцами Камышевахи могли быть дети Федора Александровича. Но один из его сыновей был расстрелян вместе с отцом, а второй умер в 1967 году.

Остается Василий Александрович Бантыш. До настоящего времени дата его смерти была неизвестна. В «Википедии» об этом человеке сказано следующее:

«Православный. Из потомственных дворян. Землевладелец Изюмского уезда Харьковской губернии (5000 десятин).

Сын Александра Фёдоровича Бантыша и Ольги Ивановны Хлоповой. Среднее образование получил за границей, а высшее - в Рижском политехникуме.

По окончании политехникума со званием инженера-химика, посвятил себя сельскому хозяйству и общественной деятельности. Избирался почетным мировым судьей (с 1885), председателем Изюмской уездной земской управы и членом Екатеринославской губернской земской управы, Изюмским уездным предводителем дворянства (1901-1909). В русско-японскую войну состоял уполномоченным от Всероссийского дворянского отдела Красного Креста. В 1907 году был избран членом III Государственной думы от Харьковской губернии. Входил во фракцию октябристов. Состоял членом комиссий: по местному самоуправлению, сельскохозяйственной и по направлению законодательных предположений. Судьба после 1917 года неизвестна».

Документ, найденный Виктором Ивановым, не только проясняет, кому принадлежала Камышеваха, но и четко указывает дату смерти землевладельца.

В Докладе Изюмской Уездной Земской Управы Очередному Уездному Земскому Собранию 1915 года на одной из страниц сказано следующее: «30 апреля сего года скончался в своем имении Камышеваха Василий Александрович Бантыш».

Далее перечисляются заслуги барина, и сообщается, что Уездная управа возложила на его гроб венок.

Жена холостого барина

А вот какие именно события убили барина, доподлинно неизвестно. Остается и другая загадка.

В переписке Изюмского Земельного Отдела Совета РККД с Сергеевским волостным исполкомом по вопросам организации и деятельности коммуны «Кронштадт», созданной в бывшей экономии Бантыша, есть заявление на имя председателя «бюро коммунистов». Бывшие работники коммуны жалуются: «…Нас выбросила барыня Бантышева за борт имения вышеуказанного. Не оплачен наш труд… Но все-таки барыня согласилась дать нам половину нашего труда».

По версии старожилов Камышевахи, последняя помещица усадьбы уже в советское время уехала за границу.

Умерший в 1915 году Василий Бантыш был холост. Данных о его семействе нет никаких. Кем является упомянутая в переписке барыня Бантышева - тайна истории.

Бантыш, Дом с привидением, Камышеваха

Previous post Next post
Up