Jul 11, 2013 15:07
Вынесу из комментов свои рассуждения о материалистическом понимании труда, поскольку очень многие трактуют труд в сугубо идеалистической трактовке.
Во-первых, разум - действительно производное от материи, точнее от всяких материальных сил (вроде химических реакций взаимодействия обширного списка веществ, сложных молекул, химического и электрического взаимодействия клеток и построенных из них органов), но эта материя настолько сложная, что происходит переход количества в качество, и разум обособляется от материи, хотя и не разрывает с ней полностью.
Из этого следует, что если обособление разума от неживой материи произошло в естественном порядке, то в принципе возможно создание иного, но столь же обособленного разума в искусственном порядке.
Во-вторых, воздействие разума на материю происходит путем столкновения одной части материи с другой. Самое элементарное - это взаимодействие части организма (в случае человека, преимущественно рук) с материальными объектами, от осязания до механического воздействия. Следующий этап - воздействие одного материального объекта на другой (например, удар камня по камню), что является общим принципом существования и функционирования всех орудий труда. Затем, воздействие на материальные объекты химическими реакциями (нагрев - экзотермическая реакция окисления; другие виды химических реакций), разного рода излучениями (тепловое, рентгеновское, радиоактивное), применения энергии (тепловой или электрической), вплоть до воздействия на атомном и субатомном уровнях.
Что такое труд с материалистической точки зрения? Это управляемое человеком воздействие одного материального объекта на другой, в котором человек одновременно является управляющим аппаратом и источником энергии (превращение энергии, получаемой от химических реакций, в механическую энергию движения). В советской энергетической теории рабочий рассматривался в первую очередь как источник энергии.
В-третьих, прогресс техники создал сначала "самодвижущиеся" орудия труда, в которых человек заменен двигателем, использующим различные виды энергии, а затем и искусственный управляющий аппарат, основанный на микроэлектронных элементах. Это создает полные предпосылки к тому, что орудие труда, машина обособляется от человека и приобретает способность к самостоятельной работе. Взаимодействие разума и материи становится опосредованным.
Дальше то, что является основным противоречием между позицией ИК и позицией разного рода социалистов. Если социалисты считают, что нельзя глубоко и всесторонне опосредовать взаимодействие разума и материи, что труд останется трудом, а орудие - орудием, то вот мы считаем, что такое опосредование возможно путем создания такого рода машин, которые будут способны создавать другие машины, как по проекту, выработанному людьми, так и в самостоятельной проектировке, и самостоятельно вести преобразование неживой материи в какие-то другие формы, то есть осуществлять производство. В этом случае труд, в вышеуказанном определении, становится практически не нужным, и если будет употребляться, то эпизодически.
Если рассматривать космические перспективы, то там, к космосе, труд будет совершенно неприменим, поскольку материи в привычной для нас форме и агрегатных состояниях, там довольно мало, а в основном она представлена облаками сильно разреженного газа и разного рода излучениями. Наши руки и органы чувств там бесполезны, и для космоса придется создать такие машины, которые будут в состоянии взаимодействовать с существующими в космосе формами материи.