Российским криминалистам рассказали, как двумя вопросами разоблачить псевдожертву изнасилования Раскрытие природы и характера ложных обвинений в изнасиловании стало основной темой обсуждения на секции "Распознавание лжи", прошедшей накануне в рамках международной конференции "Актуальные проблемы юридической психологии. Потерпевшие и свидетели: от научных исследований к эффективной практике" в Санкт-Петербурге, сообщили в пресс-службе Санкт-Петербургского государственного университета.
Этому исследованию было посвящено три доклада голландских ученых - Роберта Хорселенберга, Андре Де Зуттера и Питера Ван Коппена. По данным экспертов, от 3 до 41% заявлений в полицию об изнасиловании являются ложными. До недавнего времени их выявляли, основываясь на критерии, предложенном в 1994 году профессором Канином: если жертва забирала свое заявление, оно считалось ложным. Причин для его подачи, по мнению автора критерия, могло быть три - чувство вины, подтверждение алиби, привлечение внимания, симпатии и сочувствия. В 2013 году была выявлена еще одна причина - получение выгоды. Однако до последнего времени не учитывалось психологическое состояние "псевдожертвы".
Голландские исследователи провели собственное исследование заявлений об изнасиловании. Среди них было обнаружено 91 ложное обвинение, и самыми распространенными мотивами для такого шага стали: "эмоциональная выгода" (35 случаев), "я не знаю, почему я это сделала" (12 случаев), "неизвестно" (10 случаев, когда полицейские не узнали или не смогли зафиксировать причину).
Андре Де Зуттер рассказал о разработанной экспертами матрице закрытых вопросов, предполагающих однозначные ответы "да" или "нет". Женщина, которая лжет об изнасиловании, часто не знает, как на самом деле чувствует себя жертва такого преступления. Поэтому при ответе она основывается на собственных представлениях. Например, описывает насильника как грубого и жестокого человека. Однако настоящие преступники часто бывают нежны и внимательны к жертвам, предлагают проводить их домой или встретиться еще раз. Женщина, которая в реальности не становилась потерпевшей от изнасилования, не может даже предположить такого.
Ученые планируют совершенствовать матрицу, чтобы в дальнейшем она могла быть использовать и полицейскими для более критичного подхода к заявлениям потерпевших. Сейчас сотрудники правоохранительных органов склонны в большей степени верить жертвам и тратить на них время, даже если подозревают, что обвинение может быть ложным.