В одном очень большом и некогда цветущем, но в последнее время сильно расстроенном реформами хозяйстве, жила-была талантливая, творчески одарённая, интеллигентная Фрида. Собственно, она-то и проявилась на усадьбе после реформ, а до того показаться на люди и показать свои таланты ей было невозможно. Стоило ей только высунуть нос, как тут же в него летела метла, а над головой нависал совок. Это был форменный тоталитаризм, по мнению Фриды, ведь её имя означало Свобода, как она думала, ей ли не понимать в таких вещах. Правда, ей говорили, что её имя происходит от слов «мир» и «покой» какого-то древнего языка.
- Вот видите! - орала крыса. - Мировая Свобода! Мировая Свобода - это я! Я в опасности! Мировая Свобода в опасности!! Совок и метла губители Свободы!! Долой! Не забуду, не прощу!
Крыса... забыл сказать - талантливая Фрида была крысой, обыкновенной серой крысой, и никого её вопли не волновали - мало ли какая тварь пищит в подполье, но порядки в хозяйстве изменились, а точнее - исчезли, и местные хомячки, суслики и воробышки смогли оценить таланты Фриды.
Первый её талант состоял в особенной любви ко всякому мусору, хламу и отбросам, которые после реформ стали называться ценностями. Настоящих-то ценностей не осталось, их продали, или куда-то увезли, или просто закопали в землю, чтобы не мешали, а главное, чтобы нельзя было сравнить прежние ценности с нынешними.
Фрида днями и ночами блуждала по поместью выискивая новые ценности, она вытаскивала на свет всякую дрянь, всем её показывала, рассказывала, какая это дрянь замечательная, и тащила в Музей новых ценностей. Если же ей попадалось что-то действительно ценное, для кого-то важное (например: потерянный ключ), то Фрида со всем жаром говорила о глупости и ненужности подобных ценностей, и утаскивала ключ к мусорному баку, в котором и хоронила находку, ехидно посматривая в сторону оставшегося не у дел совка.
Музей новых ценностей очень нравился Фриде. Злые языки говорили, что это просто куча мусора, очень большая и вонючая, но что они понимают в искусстве, эти жалкие генетически неполноценные твари.
- Вот прекрасный экспонат, - вещала крыса экскурсии хомячков. - Перед вами пуговица с кальсонов интеллигента царского режима. Натуральная кость, между прочим. А это подмётки с сапог белой гвардии. Видите, какие крепкие - импортная вещь. Так и слышится шум бала, лакеи, фраера, хруст французской булки…
Венчала эту музейную кучу хлама огромная старая лопата. Большая, тяжелая, коричневая от ржавчины и еще чего-то, с солярным знаком, вырезанным на заскорузлой рукояти, она была чьей-то сильной рукой воткнута прямо в центр музейной кучи. Фриде коричневая лопата нравилась очень, хотя о ней она никогда не рассказывала экскурсантам, и вообще делала вид, что её не замечает.
Второй талант Фриды состоял в ловких писательских фокусах с газетными листами. Она расстилала газету на площадке перед своим музеем, так чтобы лопата видела, и принималась бегать, валяться и кататься по газетному листу, бросая косые взгляды на метлу с совком и как бы говоря: «Ну, что вы мне теперь можете сделать?» Фрида хватала зубами уголок газетного листа и, перекатываясь, обёртывала себя газетой, оставляя на ней грязные следы и разводы, потом крутилась в обратную сторону и, освободившись, - победно прыгала вверх. Это был её коронный номер, правда, не со всякой газетой он получался, тут требовался листок поновей, а лучше совсем новый.
Хомячки были в восторге от представления:
- Талант!
- Большой талант!
- Скажите, - спрашивал один любопытный хомячок пожилого суслика. - А где размещается талант?
- Как где? В мозге, конечно, больше негде.
Случалось, что во время представления с веток раздавалось недоумённое чирикание воробьёв:
- А где же содержание? где идея произведения? К чему все эти выкрутасы и куча хлама, выброшенного сто лет назад. В чем их художественная и историческая ценность?
- Это ещё кто? - удивлялась Фрида. - Что вы вообще можете понимать! Недоделанная серая масса! Смотрите и молча восхищайтесь. Не сметь душить талант! Хватит, натерпелись при прежней власти!
Так бы всё и шло себе, но однажды, во время фокусов с газетой, то ли ветер подул сильнее, то ли прыгнула Фрида неловко, то ли невидимый сдвиг произошёл внутри музейной кучи, но большая коричневая лопата сдвинулась с места, покачнулась и упала прямо на бедную крысу. Хлопнула по ней со всего маха, расплющив в лепешку, и отскочила в сторону.
- Вот те на, - сказал любопытный хомячок, глядя на совершенно плоскую Фриду. - Всё из бедной выдавило, и голова треснула... а мозга не видно. Где ж её талант помещался?
- В том, что выдавило - и помещался, - каркнул старый ворон.
В большом хозяйстве происходило ещё много разных историй, но к нашей талантливой Фриде, они уже никакого отношения не имели. Поэтому позвольте проститься.
Прощаясь, в утешение поклонникам «талантов» скажу, что тело бедняжки Фриды было предано помойной музейной куче и мирно превратилось в прах, так же как и всё остальное содержимое этого, с позволения сказать, Музея новых ценностей. Потому что, если мусор не пиарить, он так мусором и останется.
Во время написания этой полностью вымышленной и не на что не намекающей истории ни одно животное, как вы понимаете, не пострадало.
Источник2016, Сергей Петросян, Таганрог