центы. макросъемка. Fujifilm
► Съемка предметов из специализированных коллекций требует аккуратной документации, и если позднее планируется добавить базу данных с изображениями, освещение и угол обзора должны быть согласованными.
Больше
подробностей на курсе Предметная съемка • Евгений Золотов ■ Коллекционные монеты фотографируют, чтобы поместить снимки в каталоге.
Для этого нужно прямолинейное, четкое и чистое освещение (в большинстве случаев - одновременно прямое и обратное). Если монета в отличном состоянии, что желательнее всего, она, в зависимости от рода металла, может быть очень блестящей, а это требует особых условий освещения.
Обычный подход, как и с любой блестящей поверхностью, - использовать рассеянный свет под таким углом, чтобы накрывал всю поверхность монеты. Однако с монетами возникает дополнительная проблема - они в большинстве случаев круглые, а круг - четко узнаваемая форма. Если снимать под небольшим углом ради лучшего освещения, монета будет казаться слегка искривленной, но если снимать строго сверху, свет не отразится ото всей поверхности. Если нет shift-объектива, то можно воспользоваться длиннофокусными объективами с узким полем зрения, а затем отредактировать снимок при помощи инструмента Perspective (Перспектива) графического редактора. Альтернативный обходной путь использовать боковое освещение как минимум с двух сторон, тогда рельеф будет подсвечен, но основа остается темной.
Прямолинейное фотографирование монет сродни фотокопированию (copyshot). Пленка должна быть строго параллельна монете, чтобы она выглядела идеально круглой. Однако многие монеты создают весь набор дополнительных проблем, свойственных блестящим объектам. Чтобы совместить яркое отраженное освещение с идеальным выравниванием, используется осевое освещение - то есть освещение, которое как бы исходит с позиции камеры, по оси объектива.
При помощи ящика, содержащего частично посеребренное зеркало, или даже просто очень тонкого и ровного стекла такое освещение можно получить от любой лампы. Объектив и источник света устанавливаются под нужным углом друг к другу, а стекло - под углом 45°. Часть света теряется, проходя сквозь стекло, но часть отражается вниз, на монету, а оттуда вверх, к камере. Внутренняя часть ящика должна быть матово-черной, чтобы уменьшить нежелательное отражение от верхней части стекла, а лампа должна давать рассеянный свет.
Освещение в темном поле под острым углом Альтернативный метод освещения, лучше всего работающий с эталонными монетами, имеющими зеркальную поверхность, выхватывает только рельефные детали, оставляя основную часть поверхности черной. Принцип - направленный по касательной свет, отражающийся только от приподнятых областей. Черная бумага, прикрепленная спереди к гармошке объектива, позволяет показаться только линзе, так что но поверхности монеты не отражается ничего яркого. Отражатель - в данном случае золотая фольга - напротив источника света балансирует освещение.
►Почтовые марки
Коллекции марок тоже требуют документального подхода, и дополнительное требование - достоверность цветов (как и в случае с фотокопиями, для установки точных параметров объекта использовалась линейка). Если позже планируется составлять из снимков серии, то это становится жизненно важным, особенно если они были сделаны в разное время, что дает неизбежные различия в масштабе. На каком фоне марки демонстрировать в повседневной жизни - дело вкуса, но темный фон облегчает выборку и вырезание марок. Альтернатива всему этому - использовать сканер, но тогда убедитесь, что не возникает отражений от покрытия и металлических чернил.
► Коррекция угла
При съемке этой очень редкой коллекции монет возникла проблема, связанная с выбором угла съемки. Для того чтобы рассеянный свет отразился от всех монет, нужно было немного отклонить на маленький угол направленные оптические оси объектива камеры. При этом появились искажения изображения, которые пришлось устранять при помощи инструментов корректировки Perspective (Перспектива) графического редактора. В качестве образца при коррекции использовалась идеальная окружность, нарисованная в верхнем слое.