Архитектура Испании

Nov 24, 2007 20:02

Искусство

Энергичность и трудолюбие барселонцев не раз оказывалась генератором строительного развития города. Их неистовая активность вызвала к жизни замечательные в художественном отношении явления: готику средневековой Барселоны и модернистские капризы конца XIX - начала XX веков. Город известен коллекцией романской живописи.

Архитектура

Время способно изменять свой бег, и подтверждением тому - Барселона, которая оставалась верной готическому стилю в строительстве, когда в других странах он был предан забвению. Памятники готики и отмеченные неистощимым воображением постройки в стиле модерн слагают неповторимый облик Барселоны.

Римская Барселона

Барсино - город, сегодня известный как Барселона, - был образчиком римского гарнизона с характерной для подобных поселений планировкой.

Вестготы и мусульманские завоеватели в управлении городом следовали примеру римлян, но построек времён их присутствия не сохранилось.

Романское искусство

В начале средних веков новый архитектурный стиль, получивший название «романского», завоевал признание в христианской Европе.

Особенность романских церквей Каталонии - это примыкающие к основному объёму высокие, квадратные в основании колокольни с полукруглыми проёмами. Романский храм имел полу цилиндрическую апсиду. Со временем строители стали смелее, начав возводить церкви с тремя и даже пятью апсидами. Дверные проёмы стали декорироваться рядом арок в арках, а для оживления общей композиции устанавливались каменные или деревянные скульптуры.

Монастырские комплексы отличала необыкновенная изысканность. По периметру внутреннего дворика возвышались сдвоенные ряды колонн, увенчанные капителями, которые с течением времени всё богаче декорировались сценами из Библии или другими религиозными образами, а также тератологическим орнаментом. Относительная скудость скульптурной орнаментации на внутренних стенах и потолках храмовых зданий вполне объяснима. Внутренние пространства церквей часто покрывались яркими фресками, в то время как алтари обрамлялись деревянными панелями, также богато украшенными живописными изображениями Христа, апостолов и религиозных сцен.

Готические высоты

Усложнившиеся строительные техники сделали возможным возникновение нового стиля - готики. Соответствующие ему методы строительства были разработаны во Франции, а затем получили распространение в других странах Европы. Инженеры усовершенствовали несущие и распределяющие вес конструкции, и благодаря использованию столпов и арок, всевозможных подпор и ребристых потолочных сводов здания приобрели лёгкий и стройный вид.

Инженерный замысел храмов отмечен стремлением достигнуть наибольшей высоты - готические соборы будто взмывают в поднебесье. Образ вертикально устремлённого собора должен был вызвать у прихожан благоговейный трепет, и сегодня взгляд входящего в готический храм невольно устремляется вверх. Огромные окна - розетки с витражами в выделенных арками храмовых нефах наполняют внутреннее пространство светом. Внутри и снаружи церкви богато декорировались. В больших кафедральных соборах обилие декора было подстать их ошеломляющей высоте.

Барокко

Ренессанс не нашёл отклика в архитектурном развитии Барселоны, оставшейся верной готическим традициям, которые в других странах Европы уже были преданы забвению. Громогласно заявивший о себе стиль барокко оказал на местное зодчество значительно большее влияние. Несколько церквей в Барселоне были построены в стиле, напоминающем итальянский ренессанс.

Круглые, стилизованные под амбразуры окна - отличительные элементы этого стиля.

Модернизм

Черпая вдохновение в природе и её гармоничных формах, модернисты искали основание в прошлом Испании, в её готической и исламской архитектуре. Но они никогда не подражали слепо какому-либо стилю, а находили средства выразительности путём смелого смешения старого и нового, например, используя кирпич и сварочное железо. Модернистские архитекторы Барселоны способствовали возрождению почти исчезнувшей фигуры ремесленника.

Относительно новые строительные материалы, сталь и железо, стали использоваться в полной мере как остовы для стен зданий и в декоре. Возродился интерес к стеклянным и керамическим изразцам, которые стали использоваться в совершенно новом стиле. Архитекторы нового направления развивали традиции ремесленников, передававшиеся из поколения в поколение со времён средневековых гильдий.

Практика строительства из голого кирпича восходит к исламской Испании. Кирпич был основным строительным материалом мусульман, и сохранением в период реконкисты традиции его использования страна обязана мудехарам.

Ближе к нашим дням

После буйства модернизма другие направления выглядели куда более сдержанными. Годы нестабильности между мировыми войнами, гражданская война стали тормозом для деятельности архитекторов.

(с) Путеводитель National Geographic (Барселона)

Испания, архитектура, Барселона

Previous post Next post
Up