Искусство
Энергичность и трудолюбие барселонцев не раз оказывалась генератором строительного развития города. Их неистовая активность вызвала к жизни замечательные в художественном отношении явления: готику средневековой Барселоны и модернистские капризы конца XIX - начала XX веков. Город известен коллекцией романской живописи.
Архитектура
Время способно изменять свой бег, и подтверждением тому - Барселона, которая оставалась верной готическому стилю в строительстве, когда в других странах он был предан забвению. Памятники готики и отмеченные неистощимым воображением постройки в стиле модерн слагают неповторимый облик Барселоны.
Римская Барселона
Барсино - город, сегодня известный как Барселона, - был образчиком римского гарнизона с характерной для подобных поселений планировкой.
Вестготы и мусульманские завоеватели в управлении городом следовали примеру римлян, но построек времён их присутствия не сохранилось.
Романское искусство
В начале средних веков новый архитектурный стиль, получивший название «романского», завоевал признание в христианской Европе.
Особенность романских церквей Каталонии - это примыкающие к основному объёму высокие, квадратные в основании колокольни с полукруглыми проёмами. Романский храм имел полу цилиндрическую апсиду. Со временем строители стали смелее, начав возводить церкви с тремя и даже пятью апсидами. Дверные проёмы стали декорироваться рядом арок в арках, а для оживления общей композиции устанавливались каменные или деревянные скульптуры.
Монастырские комплексы отличала необыкновенная изысканность. По периметру внутреннего дворика возвышались сдвоенные ряды колонн, увенчанные капителями, которые с течением времени всё богаче декорировались сценами из Библии или другими религиозными образами, а также тератологическим орнаментом. Относительная скудость скульптурной орнаментации на внутренних стенах и потолках храмовых зданий вполне объяснима. Внутренние пространства церквей часто покрывались яркими фресками, в то время как алтари обрамлялись деревянными панелями, также богато украшенными живописными изображениями Христа, апостолов и религиозных сцен.
Готические высоты
Усложнившиеся строительные техники сделали возможным возникновение нового стиля - готики. Соответствующие ему методы строительства были разработаны во Франции, а затем получили распространение в других странах Европы. Инженеры усовершенствовали несущие и распределяющие вес конструкции, и благодаря использованию столпов и арок, всевозможных подпор и ребристых потолочных сводов здания приобрели лёгкий и стройный вид.
Инженерный замысел храмов отмечен стремлением достигнуть наибольшей высоты - готические соборы будто взмывают в поднебесье. Образ вертикально устремлённого собора должен был вызвать у прихожан благоговейный трепет, и сегодня взгляд входящего в готический храм невольно устремляется вверх. Огромные окна - розетки с витражами в выделенных арками храмовых нефах наполняют внутреннее пространство светом. Внутри и снаружи церкви богато декорировались. В больших кафедральных соборах обилие декора было подстать их ошеломляющей высоте.
Барокко
Ренессанс не нашёл отклика в архитектурном развитии Барселоны, оставшейся верной готическим традициям, которые в других странах Европы уже были преданы забвению. Громогласно заявивший о себе стиль барокко оказал на местное зодчество значительно большее влияние. Несколько церквей в Барселоне были построены в стиле, напоминающем итальянский ренессанс.
Круглые, стилизованные под амбразуры окна - отличительные элементы этого стиля.
Модернизм
Черпая вдохновение в природе и её гармоничных формах, модернисты искали основание в прошлом Испании, в её готической и исламской архитектуре. Но они никогда не подражали слепо какому-либо стилю, а находили средства выразительности путём смелого смешения старого и нового, например, используя кирпич и сварочное железо. Модернистские архитекторы Барселоны способствовали возрождению почти исчезнувшей фигуры ремесленника.
Относительно новые строительные материалы, сталь и железо, стали использоваться в полной мере как остовы для стен зданий и в декоре. Возродился интерес к стеклянным и керамическим изразцам, которые стали использоваться в совершенно новом стиле. Архитекторы нового направления развивали традиции ремесленников, передававшиеся из поколения в поколение со времён средневековых гильдий.
Практика строительства из голого кирпича восходит к исламской Испании. Кирпич был основным строительным материалом мусульман, и сохранением в период реконкисты традиции его использования страна обязана мудехарам.
Ближе к нашим дням
После буйства модернизма другие направления выглядели куда более сдержанными. Годы нестабильности между мировыми войнами, гражданская война стали тормозом для деятельности архитекторов.
(с) Путеводитель National Geographic (Барселона)