Пифагорейский аргумент и философы

Aug 19, 2022 18:33


В моем предыдущем эссе шла речь о спектре отношений физиков к пифагорейскому аргументу Разумного замысла Вселенной. Поговорим теперь о том, как к нему относятся философы. Прежде, однако же, кратко напомним, в чем состоит аргумент.
Пифагорейский аргумент Разумного замысла Вселенной двусоставен, субъективно-объективен, о чем достаточно подробно говорилось, например, в «Загадке жизни».
Субъективная часть аргумента - вера в глубокую познаваемость Вселенной на путях элегантных математических форм, «пифагорейская вера» в Бога-математика и постижимость его законов для человечества. Эта вера составляет незримое для многих семя, из которого произросло всё древо физики. Приведу здесь одну цитату. Явно и неявно исходя из пифагорейской веры, Лейбниц предвосхищал характер законов природы еще до выхода в свет первой универсальной физической теории, Небесной механики Ньютона:
«Бог выбрал самый совершенный мир, то есть такой, который в одно и то же время проще всех по логическим основаниям и богаче всех явлениями, наподобие такой геометрической линии, которая вместе с простотой построения отличается весьма значительными и важными свойствами и большой протяженностью» (Рассуждение о метафизике, 1686)
Другая, объективная, компонента пифагорейского аргумента порождается осознанием весьма специфического характера уже открытых физических законов, совместимых как с жизнью, так и с познанием. Познаваемые законы должны быть достаточно сложны, чтобы открывать дорогу жизни, от простейших до сапиенсов, и при этом достаточно просты и эстетически притягательны (симметричны, элегантны, изящны), чтобы их могли открывать эти появляющиеся сапиенсы. Познаваемость требует от законов лежать на пересечении требований сложности и простоты, удовлетворять этому принципу минимакса. Кто знает - возможно, законы нашей пифагорейской Вселенной совершенно уникальны в этом отношении. В открытии законов первостепенную роль сыграл целый букет симметрий и инвариантностей: галилеевская инвариантность и ее переосмысление как предела лоренцевой и общей ковариантности, сохранение потока гравитационного поля, принципы вращательной симметрии и трансляционных инвариантностей, принцип суперпозиции электродинамики, ее калибровочная инвариантность, принцип соответствия в квантовании, принцип эквивалентности Эйнштейна.
На сегодня, единственным когерентным ответом на вопрос, почему законы Вселенной столь специфичны, почему они лежат на этом математическом минимаксе, является указание на разум Создателя Вселенной, задумавшего её именно таковой, познаваемой для сапиенсов. Никаких иных выдерживающих критику объяснений до сих пор не предлагалось, о чем будет подробнее сказано ниже. А раз так, то вывод о Разумном замысле должен быть принят, как единственная рабочая гипотеза, нравится это или нет. Такое принятие требуется рациональным отношением к делу, и практикуется во всех областях исследований, от естествознания до юриспруденции.
Пифагорейский аргумент возникал с самого рождения матфизики... Далее здесь: https://lebed.com/2022/8454.htm

аргументы бытия Бога, пифагорейская вселенная, философы

Previous post Next post
Up