Click to view
Эта беседа продолжает разговор о том, каким образом "рационалистический треугольник" появлялся в истории философии, в представлении о мироздании первых рационалистов Запада. Напомню, что под "рационалистическим треугольником" понимается то необходимое представление о мироздании, что имплицировано верой в разум, верой в беспредельную открытость мира человеческому разуму. Вера в познаваемость мира не должна включать абсурд, должна быть самосогласована. Это значит, что принципиальная умопостигаемость природы и достаточный для продвижения в ее понимании ум человека должны быть чем-то обеспечены. Обеспечивает это весьма особенное соответствие Автор мира, Бог, выступающий в аспекте Сверхразума и Небесного Отца. Такая трехвершинная рационалистическая схема природа-человек-Бог и названа нами "рационалистическим треугольником".
В предлагаемом выступлении я пытаюсь показать, каким образом эта схема проявлялась в философии Гераклита из Эфеса (535-475гг), от которого дошло около 130 небольших фрагментов.
Гераклит Эфесский, бывший одно время настоятелем знаменитого храма Артемиды, совершил философское открытие высшего разряда: он осознал, что мудрость, сияющая в природе, бесконечные природные красоты, гармонии и увязки, имеет свой источник. Следуя этой интуиции, он ввел организующую мир и управляющую им Мудрость, с исходящими от нее и пронизывающими мир логосами.
"Никто из тех, чьи учения мне знакомы, не пошел так далеко, чтобы утверждать, что Мудрость есть нечто отдельное от всех вещей",
с гордостью писал Гераклит. Эту трансцендентную Мудрость он называл по-разному: Богом, Огнем, Молнией, Логосом. Он подчеркивал отличие высшей Мудрости от популярных представлений:
"Есть лишь одна высшая Мудрость. Она желает и не желает называться Зевсом."
Мудрость являет себя через регулярность и законосообразность природы:
"Предназначение есть всеохватывающий закон."
Отсюда проистекало и высшее назначение человека:
"Есть лишь одна мудрость, понимать умную волю, которой все вещи управляются через всё."
Раз мудрость подобна огню, то наиболее благородная душа есть та, что для огня особенно желанна, "сухая душа":
"Сухая душа есть мудрейшая и лучшая."
Сухость эта дается, однако же, нелегко,
"Для души в радость намокнуть."
Обычная жизнь мокрых душ подобна сну:
"Мы не должны действовать и говорить так, как будто спим. Для бодрствующих есть лишь один общий им мир, а у каждого спящего мир свой."
Задача человека-стремление к Богу, к высшей Мудрости, помня все же и о том, что
"По сравнению с Богом, даже мудрейший из людей - как обезьяна перед человеком."
Приведенные цитаты достаточно ясно показывают "рационалистический треугольник" картины мира Гераклита. Гераклит указывает на трансцендентный совершенный ум, Мудрость, задающую порядок природы и возможности человека. Явно выделена сверхценность познания как росту в мудрости, при подчеркивании вечной дистанции между человеком и Богом.
Гераклит ничего не доказывает и не стремится доказывать, не ставит под сомнение сказанное. В этом смысле он скорее пророк, чем философ. Его высказывания есть свидетельства об открывающемся как несомненное.