Apr 07, 2020 20:22
Уже который день продолжаю читать "Лёд" Яцека Дукая. Роман, сцукка, здоровый, размером больше Сорокинской одноименной трилогии!
И такой разноплановости романов я не встречал чуть более чем никогда!.. Любой жанр вообще присутствует!..
Из последнегопрочитанного - он и до Фёдорова уже добралсо, и так его живописал, что тот лёг в шызическую романную канву как родной!.. Хотя у него там и Тесла воскресает ("но это неточно!"(ц)), и над Эйнштейном он поиздевалсо, назначив его создателем квантовой механики (как я ржалъ!)...
А вот чо пишу. Оказывается, не все философы были лохи!.. И тем более, нормальный человек, да в такое гнилючное время, как XVIII век. Только почему-то ни в школе, ни в институте таких не изучают. Случайно, можно сказать, узнал - там главного героя "ламетристом" обозвали...
Итак, Жюльен Офре де Ламетри (La Mettrie) - (1709 -1751), фр. философ.
На философию Л. наложили отпечаток его занятия медициной. И та, и другая должны подчиняться, по Л., природе, видя в ней свой единственный предмет и черпая из нее свой метод. Зависимость от человека (политическое рабство) Л. призывает заменить зависимостью от природы, предполагающей жизнь в согласии с разумом и обусловливающей единство людей. Мораль также зависит от физической организации человека. Индивид подобен машине, и как часы не ответственны за то, спешат они или отстают, так и человек не отвечает за свои действия. Картезианский дуализм души и тела Л. устраняет, полностью редуцируя первую ко второму. Единственная существующая субстанция - материя. Сама по себе она пассивна, но благодаря ощущению она становится активной. Недостаточно, следовательно, считать ее, вслед за Декартом, лишь протяженной. Ощущение - атрибут материи. Движение не придается материи извне. Для материи, начиная с самых элементарных ее уровней, характерна раздражимость. Материя проявляет склонность к самоорганизации. Ее движение упорядочено. Л. выступает против идеи творения материи. Она неуничтожима и вечна. В учении о человеке Л. отвергает традиционное представление о душе и предлагает свой образ человека-машины. Разумная часть души отождествляется Л. с растительной. Тело производит и мысль. Опыт медика подталкивает Л. сделать вывод о принципиальной неавтономности души. Она всецело определяется телесными функциями. Отсюда следует, что между человеком и животными нет существенного различия. И счастье, и удовольствия зависят не от воли, свободу которой Л. отрицает, но от телесной машины. Мораль имеет два источника - природу и общество. Последнее диктует человеку понятия о чести, славе, уважении и др. добродетелях. Они относительны, будучи всецело зависимыми от текущей ситуации в обществе, от его потребностей. Мораль - дочь политики. В то же время выполнение моральных норм обеспечивает социальное равновесие. Освященные социумом нормы - это закон жизни большинства людей. Этическая теория Л. не ставит под сомнение традиционную мораль. Философ не верит в возможность просвещения масс. В этом смысле его моральное учение пессимистично. Но все же подлинная мораль - дитя природы. Ее ориентиры телесно детерминированы. Добро то, что приносит физическое удовлетворение. Зло -то, что вызывает телесное отвращение. Поскольку мы - рабы своего тела, постольку счастье от нас не зависит. Этика Л. в духе стоицизма учит обходиться без счастья, призывает к умеренности, требуя ограничиваться настоящим и не думать о прошлом и будущем, над которыми мы не властны. Идеи Л. оказали известное влияние на П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Д. Дидро и др. философов-просветителей.
- Философская Энциклопедия.
Теперь у меня два философическихъ авторитета - Нагарджуна и Ламетри.
ЗЫ. Наконец-то сумел сформулировать для себя краткое исчерпывающее определение Яцека Дукая - ЧИСТЕЙШАЯ, НЕЗАМУТНЕННАЯ ПОМЕСЬ ДОСТОЕВСКОГО С НАБКОВЫМ!!! ну плюс ещё немножко "еще польска не згинела"...
Почитать