Oct 16, 2016 13:47
Посмотрел вчера "Dante's Inferno" в Synetic Theater (адаптация Пааты
Цикуришвили и Натана Вайнбергера, постановка Пааты и Ирины
Цикуришвили).
Synetic Theater был создан в 2001 году эмигрантами из Грузии Паатой
и Ириной Цикуришвили; они же ставят большинство спектаклей театра.
Постановки, за редкими исключениями, без слов: танец и пантомима. Я
смотрел у них несколько спектаклей, хотя далеко не все.
Надо сказать, что "Ад" вызвал у меня такие же ощущения, как почти
все спектакли Synetic Theater, за исключением, пожалуй, "Мастера и
Маргариты". С одной стороны, спектакль практически безупречен.
Танец, мимика поставлены очень хорошо. Ребята играют мастерски,
почти акробатически. Сценография замечательна: декорации, костюмы,
вся эта театральная машинерия, сделана прекрасно. Режиссура точна и выверена: ничего
не провисает, каждая сцена на месте. Масса замечательных находок:
подсвеченные снизу извивающиеся руки в колодцах, создающие
впечатление языков огня; Лес Самоубийц, где фонарики Данте и
Вергилия выхватывают лица обитателей; прекрасная сцена
Чревоугодников с отвратительными полу-людьми, барахтающимися в
рвоте; кружащийся BDSM-овский кошмар Любострастников, и так далее: я
могу покадрово вспомнить спектакль, что для полуторачасового
представления очень нетривиально. И тем не менее... Как говорил
Маршак, "тяги нет". Не взлетает. Я не знаю, почему так, чего
именно не хватает этому и другим спектаклям Цикуришвили, какой
именно Божьей искры не оказалось. Меня не покидает ощущение, что
авторам по большому счету неинтересен и Данте, и его мир: они очень
профессионально все сделали, но написано чернилами, а не кровью.
Возможно, именно это объясняет тот факт, что давний спектакль
"Мастер и Маргарита" им удался гораздо больше: роман Булгакова для
постсоветских эмигрантов оказался ближе и затронул реальные чувства.
Но я бы хотел поговорить не об этом, а о том, что именно изменили в
дантовской концепции мира Цикуришвили и Вайнбергер, и почему.
У Данте, человека Средневековья, мир строго иерархичен и упорядочен.
Вот "любовь, что движет солнце и светила". Она безусловно правит
миром, включая его подземную часть. Именно поэтому Данте,
посланный на экскурсию в Ад Беатриче, пользуется там,
так сказать, дипломатическим иммунитетом: как сказал мой друг С., у
Данте в загробном мире VIP-статус. Он может остановить любую душу и
расспросить ее - и та обязана отвечать. Время от времени
какие-нибудь демоны пытаются бросить вызов Данте и его спутнику, в
ответ на что Вергилий парой слов объясняет, что они с Данте посланы
сюда Высшей властью, перед которой бессилен Ад, - и демоны
мгновенно признают, что, говоря современным сленгом, попутали рамсы
и не на того батон крошат. Разумеется, тут есть элементы
сверхкомпенсации: в реальном мире изгнанник Данте отнюдь не был VIP,
и герой "Божественной комедии" в известной степени реализует его
мечты о статусе. Тем не менее эта ситуация отражает картину мира,
понятную любому человеку Средневековья. Дьявол имеет власть только
над грехом и грешниками. Он может повредить человеку лишь
постольку, поскольку душа человека (изначально) порочна. Беатриче, как
символ беспорочности и чистоты, заведомо сильнее дьявола и его слуг.
Больше того, пока Данте и Вергилий пользуются ее покровительством,
им ничего не угрожает и не может угрожать даже в самых мрачных
глубинах ада.
Мир авторов спектакля совсем не таков. В нем путешествие Данте и
Вергилия опасно для них самих - и даже для Беатриче, которая,
вопреки теологии Данте, появляется в ряде сцен в Аду. Вот отрывки
из либретто: "Данте и Вергилий появляются в кругу Обманщиков,
которые крадут последний подарок Беатриче - медальон.
Для того, чтобы продолжить путь, Данте должен вернуть себе этот
подарок, несмотря на гнев и возмущение мастеров обмана". "У
последнего предела Ада Данте находит Беатриче. Дьявол появляется и
атакует их, но Вергилий останавливает его - жертвуя собой и
давая Данте и Беатриче возможность ускользнуть".
Несколько забавно логическое несоответствие: как именно Вергилий
может "пожертвовать собой", если он уже мертв и находится в Аду? Но
более интересно то, как именно мыслят авторы Ад: для них это
царство, где всесилен Дьявол, причем не потому, что его обитатели
- грешники, а потому, что это его территория. На
этой территории силы зла сильнее сил добра (Беатриче вынуждена
"ускользнуть", escape).
Это совсем иная картина мира, чем для средневекового человека. В
этой картине мира Дьявол не поражен и низвержен, а силен и даже
торжествует (по крайней мере, в своем царстве). В этом мире движет
солнце и светила вовсе не любовь.
Мне кажется, что это изменение не от недомыслия, а потому, что мир
человека двадцать первого века именно таков. И ради этого вывода,
возможно, стоило пойти на спектакль.
theater,
dante,
medievistics,
synetic_theater