Наряду с научными дисциплинами существуют их собратья в массовом
сознании: народная этимология, народная ономастика, народная история,
народная биология и т.п. Если в 18-19 веках к ним относились в
основном с презрением "просвещенного человека" к "суевериям и сказкам
темного народа", то в наше время их внимательно изучают.
Есть и народная философия. Один из важных вопросов как "научной", так
и "народной" философии - вопрос о свободе воли. Насколько наши
решения автономны, а насколько - предопределены внешними по отношению
к сознанию моментами?
Этому вопросу посвящено исследование Энта и Баумайстера:
@article{Ent2014147,
title = "Embodied free will beliefs: Some effects of physical states
on metaphysical opinions",
journal = "Consciousness and Cognition",
volume = "27",
pages = "147--154",
year = "2014",
issn = "1053-8100",
doi = "
http://dx.doi.org/10.1016/j.concog.2014.05.001",
url =
"
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1053810014000750",
author = "Michael R. Ent and Roy F. Baumeister",
}
Для тех, кому недоступна эта статья, есть изложение и обсуждение в
SciAm:
http://www.scientificamerican.com/article/the-philosophical-implications-of-the-urge-to-urinate/ Заметим, что в такой постановке вопроса собственные телесные нужды -
тоже "внешние" моменты. Поэтому разумно предположить, что люди,
которые часто испытывают "власть тела" над своими мыслями, менее
склонны верить в свободу воли. Пример таких людей - эпилептики и
люди, подверженные приступам паники. Авторы спросили у них, верят ли
они в свободу воли. Оказалось, что уровень их веры в свободу воли
(52.63% у страдающих эпилепсией, 55.91% у страдающих приступами паники) действительно ниже, чем у контрольной группы (59.97%,
p<0.01 для первых и 0.05 для вторых).
Еще один интересный вопрос - влияет ли состояние тела "здесь и сейчас"
на представление человека о свободе воли. Если я знаю, что не могу
думать ни о чем, кроме своей телесной нужды, то моя оценка моей
свободы воли может измениться. Для выяснения этого другую группу
участников опрашивали об их представлениях и одновременно просили
оценить уровень их желания помочиться, заняться сексом, а также
усталости, жажды, и голода. Выяснилось, что наиболее сильно
коррелировали с представлением о свободе воли желание помочиться,
желание секса и усталость: чем выше была телесная нужда, тем меньше
люди верили в свободу воли.
Интересно, что голод практически не коррелировал с идеей о свободе воли
(жажда коррелировала, но довольно слабо). Чтобы понять, что
происходило, авторы отдельно исследовали корреляцию среди тех, кто
соблюдал диету и тех, кто ее не соблюдал. Выяснилось, что у диетиков
голод положительно коррелирует с верой в свободу воли, а у остальных -
отрицательно, так что в сумме эти эффекты частично компенсировались.
Авторы предполагают, что голод напоминал диетикам об их успешном
преодолении телесной нужды.