По совету
ipain прочел книгу Вертша (James V. Wertsch,
Voices of Collective Remembering, Cambridge University Press, 2002).
Вертш исследует феномен коллективной исторической памяти.
Историческая память - явление, не только не тождественное, но во
многом противоположное истории, как науке. Коллективная память
стремится к простой схеме с моралью, в то время как научная история
полна нюансов и сложностей.
Материал книги - советская и постсоветская историческая память. Как
пишет Вертш, советская историческая память имела "официальную" и
"неофициальную" составляющую, причем официальная жестко формировалась
и контролировалась государством. Постсоветские годы были для Вертша
уникальной лабораторией, в которой можно было изучать, как разрушалась
официальная картина, и что вставало на ее место (напомню, книга издана
в 2002 году, поэтому "постсоветская" часть в ней - это 90-е).
В книге много интересных наблюдений. Остановлюсь на одном. Автор
говорит, что для русской культуры характерна "универсальная модель
истории":
- "Исходная ситуация", в которой русские люди живут в мире и никому
не угрожают, прерывается
- Агрессией со стороны внешних сил, которая ведет к
- Бедствиям и страданиям, которые в свою очередь
- Преодолеваются триумфом русских людей над внешними силами, причем
русские действуют героически и в одиночку.
В принципе такой нарратив в той или иной форме встречается у всех
народов, но обычно он не является главным и универсальным. Скажем,
для американцев, пишет автор, более важны нарративы "manifest
destiny", "quest for freedom", etc. Основой же советской и российской
идентичности является указанная выше модель.
Очень интересен разбор с этой точки зрения Гражданской войны в
советских и постсоветских учебниках. В советских учебниках события
описываются так: в результате победоносной Октябрьской революции
советские люди могли бы жить хорошо ("исходная ситуация"), но
империалистические государства помогли сформироваться белым силам,
которые, причинив стране бедствия и страдания, были разгромлены. То
есть в них внешние силы - это организованные из-за рубежа белые.
Пост-советские учебники описывают события иначе. В них
подчеркивается, что интервенция не имела особенного военного значения
(автор отмечает, что постсоветские учебники вступают в скрытую
полемику с советскими: утверждение по незначительность иностранной
помощи является контраргументом - при том, что школьники не знакомы с
исходным тезисом). Ленин, Троцкий и другие коммунисты описываются как
люди, на самом деле чужие русскому народу, не являющиеся частью
общества и вынужденные опираться на "организованное насилие, не
имевшее аналогов в истории". Тут "исходная ситуация" отодвигается
назад, вся советская эпоха описывается как "время бедствий и
страданий, причиненных чужаками", а неизбежный триумф переносится
вперед, в современную эпоху. Таким образом, и "старое", и "новое"
описание следуют одной и той же описанной выше схеме - просто враги и
временные рамки разные.
Еще более интересно исследование восприятия Второй мировой войны.
Автор провел исследование, в котором людям разных возрастов
предлагалось написать короткое сочинение о ней. Вот типичное
сочинение женщины, учившейся в советской школе (обратный перевод -
мой):
В 1939 году Германия атаковала Польшу. В июне 1941 года немецкие
войска вероломно и без объявления войны вторглись на территорию СССР.
Началась Великая Отечественная война. Немцы прошли почти до Москвы,
захватив значительную часть территории нашей страны. Переломным
моментом в войне была Сталинградская битрва. В ней немцы получили
заслуженный отпор. После этого советские силы атаковали и постепенно
вытеснили немецкие войска с нашей территории. Затем началось
освобождение других стран: Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии,
Югославии. Советские войска достигли Берлина и разгромили фашистскую
Германию, остановив фашизм в Европе. Союзниками СССР были Англия и
США. Они открыли второй фронт. Основная роль в победе над фашистской
Германией принадлежала простым советским людям, простому
русскому солдату. Для русских людей Великая Отечественная
война была освободительной.
В этом сочинении, наряду с советскими штампами ("вероломно",
"заслуженный отпор") встречаются и постсоветские мотивы (подчеркивание
роли русского, в отличие от советского, солдата). Но важно, что оно
опирается на специфические факты и трактовки, которые советская образовательная система передала
рассказчице.
Сравним это с сочинением постсоветского пятнадцатилетнего школьника:
Начало войны было неожиданным для всего мира, кроме Гитлера.
Неожиданным было и количество пролитой крови, страданий, фашистские
концлагеря. Появление второго Наполеона, Адольфа Гитлера, было
неожиданным и странным. Война была тяжелой для оборонявшихся стран.
Страшной, тяжелой, кровавой.
Автор, очевидно, мало что знает о войне - но интересно, чем он
заполняет пустоты. В отсутствие специфического знания ему помогает
универсальная схема.
Отвлекаясь от книги, замечу, что пару записей назад в моем ЖЖ короткая
фраза про период, когда СССР был союзником Германии и на пару с ней
делил Польшу, вызвала довольно много комментариев людей, изо всех сил
доказывавших, что такого не было, так как не могло быть никогда. Я
как раз тогда читал Вертша и с интересом смотрел на иллюстрации к его
тезисам в собственном журнале.