Бахтин, как тут подсказывают, не был продуктом советского образования. Лотман в некотором смысле тоже: его учили в советской школе, но учителя были ещё старорежимные.
Гуманитарные достижения были, конечно. Но похоже, не сколько благодаря, сколько вопреки советскому стилю образования.
Согласен про Бахтина. Других примеров можно привести, однако, много. Имела место литература, имело место её возрождение после полумёртвого периода пятидесятых. Имел место ( и до сих пор ещё полудержится) Эрмитаж, археология, византинистика. И это при том, что я куда хуже знаю гуманитарную сферу, и не могу назвать фамилии, известные в мире: однако я знаю, что они вполне есть. (Были. Частично умерли). Лотмана учили старорежимные учителя. Однако других учил Лотман. И хорошо учил
( ... )
Всю жизнь боялся и страдал. И какую музыку писал! Значит, не помешали препятствия. Более того, кощунственно скажу я, я вовсе не уверен, что без этих препятствий она была бы так же хороша.
Это рассуждение чем-то напоминает известный опыт, доказывающий, что органы слуха таракана размещены в его ногах. Страшно даже подумать, какие выводы можно сделать в отношении стратегии развития искусств.
Ну чтр ж я могу поделвть, если Вам одно напоминает другое. Это великой силы аргумент, страшно даже подумать, какие выводы из него можно сделать. Я, понимаете ли, приучен смотреть на факты и их корреляции. На факты ради описательной части науки, на корреляции ради предсказательной. А не на то, что магнитная стрелка напоминает стрелу от лука.
На мой взгляд, у относительно хорошего (относительно остального) состояния советской науки и, в меньшей степени, части культуры, было две главных причины.
Во-первых, наука была островком свободы. Она была единственной сферой, где умные человек мог жить (опять-таки относительно) свободно. Я знаю людей, которые сразу после конца соввласти, ещё до обнищания советской науки, ушли в бизнес, причем не советский полукриминальный, а настоящий. На вопрос, почему, я получал неожиданный ответ: "А я всегда хотел именно этого. Но раньше это было нельзя. А наука была самым лучшим вариантом из оставшихся". То есть наука привлекала массу способных людей, которые в других условиях реализовали бы себя по-другому.
В-вторых, соввласть могла себе позволить, ограбив всех вокруг, некоторое меценатство. Физиков и математиков кормили, так как хотели оружие, а остальные иногда оказывались с ними у котла - иногда при покровительстве тех же физиков с математиками.
Обеих причин теперь нет. И, может быть, лучше, что их нет?
Я пишу Вам ответ. Он, по необходимости, очень подробен и, стало быть, длинен. Меня сильно травмируют рассуждения с размаха и без доказательств. Времени сокращать нету, как напишу - помещу в стольких комментах, сколько нужно будет по длине текста. Если не сегодня, то завтра.
>Меня сильно травмируют рассуждения с размаха и без доказательств
В качестве одного из критериев можно, вероятно, посчитать количество людей, оставивших здесь комментарий типа "какие могут быть жалобы на систему образования, которая научила нас считать производную сложной функции".
Видите ли, я нынче сталкиваюсь с людьми, которых система образования не научила открывать скобок и складывать дроби. Я забавляюсь, задавая одни и те же вопросы людям разного возраста гуманитарного происхождения. Результат впечатляет. Был уровень, ниже которого никто не спускался. А сейчас его нет. Сейчас никакого уровня нет. Если тебе это "не нужно", ты можешь не знать, что такое квадратный корень и сколько будет 1/3 + 1/4. Меня не интересуют "жалобы" на советскую систему образования, их может быть полный обоснованный вагон. Меня интересует сравнение, и здесь никто меня не собьёт с наблюдения на колоссальном материале, что произошёл обвал. И что то, что было, не было существенно хуже того, что было в нетоталитарных несоветских некоммунистических нужное подчеркнуть странах. Слава богу, я живу в достаточно культурной стране, могу сравнивать. Было, пожалуй, несколько лучше - здесь, а в Америке - хуже, если в среднем. Несколько - это не значит существенно. Стало - в России - невозвратно плохо. Здесь стало хуже, чем было, но не невозвратно
( ... )
>Меня интересует сравнение, и здесь никто меня не собьёт с наблюдения на колоссальном материале, что произошёл обвал
Сравнение чего с чем? Из Вашего комментария это не ясно.
То, что нет "минимального" уровня, беспокоит и меня. Но, с другой стороны, многие мои одноклассники образца 1978-го года умели получить из приведённой Вами суммы 2/7 и в восьмом классе. Потом они шли в ПТУ, где их явно учили тоже не этому. Я помню, как я обучал одноклассника решать квадратные уравнения, как обучают зайца зажигать спички.
Вообще, по-моему люди всё время пытаются сравнивать свою вполне элитную жизнь со средней, и получают в результате ошибку измерения. Которую и кладут в основу дальнейших теорий. Ну мы это уже обсуждали, вряд ли есть смысл повторяться.
Нет, не работает. Верно, что птушники не умели ничего. Но верно, что гуманитары умели. И верно, что больше не умеют. Квадратные уравнения? Вы шутите. Это вот в прошлой жизни те. кто разучились, не птушники, могут снова научиться, они помнят, про что это и просто забыли формулы или способ вывода. А в настоящей - обвал. Я - верно - не могу сравнивать среднюю жизнь по стране, нет доступа к информации (и ни у кого нет), Но вот этот самый полуэлитарный уровень (не типа того, который представлен пятью школами в России или Америке, а тот, который не птушный) - могу. Тем более сейчас, когда столько преподавателей можно прочесть прямо на этих страницах. А полуэлитарный уровень и определяет будущее, из него и выходят те, кто будет что-то делать помимо питья у ларька или заколачивания шпал.
Reply
Reply
Reply
Гуманитарные достижения были, конечно. Но похоже, не сколько благодаря, сколько вопреки советскому стилю образования.
Reply
Reply
Reply
Это рассуждение чем-то напоминает известный опыт, доказывающий, что органы слуха таракана размещены в его ногах. Страшно даже подумать, какие выводы можно сделать в отношении стратегии развития искусств.
Reply
Я, понимаете ли, приучен смотреть на факты и их корреляции. На факты ради описательной части науки, на корреляции ради предсказательной. А не на то, что магнитная стрелка напоминает стрелу от лука.
Reply
Reply
Reply
Во-первых, наука была островком свободы. Она была единственной сферой, где умные человек мог жить (опять-таки относительно) свободно. Я знаю людей, которые сразу после конца соввласти, ещё до обнищания советской науки, ушли в бизнес, причем не советский полукриминальный, а настоящий. На вопрос, почему, я получал неожиданный ответ: "А я всегда хотел именно этого. Но раньше это было нельзя. А наука была самым лучшим вариантом из оставшихся". То есть наука привлекала массу способных людей, которые в других условиях реализовали бы себя по-другому.
В-вторых, соввласть могла себе позволить, ограбив всех вокруг, некоторое меценатство. Физиков и математиков кормили, так как хотели оружие, а остальные иногда оказывались с ними у котла - иногда при покровительстве тех же физиков с математиками.
Обеих причин теперь нет. И, может быть, лучше, что их нет?
Reply
Reply
В качестве одного из критериев можно, вероятно, посчитать количество людей, оставивших здесь комментарий типа "какие могут быть жалобы на систему образования, которая научила нас считать производную сложной функции".
Reply
Reply
Сравнение чего с чем? Из Вашего комментария это не ясно.
То, что нет "минимального" уровня, беспокоит и меня. Но, с другой стороны, многие мои одноклассники образца 1978-го года умели получить из приведённой Вами суммы 2/7 и в восьмом классе. Потом они шли в ПТУ, где их явно учили тоже не этому. Я помню, как я обучал одноклассника решать квадратные уравнения, как обучают зайца зажигать спички.
Вообще, по-моему люди всё время пытаются сравнивать свою вполне элитную жизнь со средней, и получают в результате ошибку измерения. Которую и кладут в основу дальнейших теорий. Ну мы это уже обсуждали, вряд ли есть смысл повторяться.
Reply
Я - верно - не могу сравнивать среднюю жизнь по стране, нет доступа к информации (и ни у кого нет), Но вот этот самый полуэлитарный уровень (не типа того, который представлен пятью школами в России или Америке, а тот, который не птушный) - могу. Тем более сейчас, когда столько преподавателей можно прочесть прямо на этих страницах. А полуэлитарный уровень и определяет будущее, из него и выходят те, кто будет что-то делать помимо питья у ларька или заколачивания шпал.
Reply
Leave a comment