О преподавании логики, эмоциях и интуиции

Apr 13, 2011 15:51


Как-то prof_yura рассказал следующую историю о Гельфанде. В ( Read more... )

math, psychology, logic, teaching, gelfand, schneier, smullyan

Leave a comment

kondybas April 13 2011, 20:07:13 UTC
Скорей уж, выявление обмана дедуктивным путем - навык, хорошо нарабатываемый помимо школьной программы. Проблема лишь в обобщении навыка на задачи той же структуры.

Reply

scholar_vit April 13 2011, 20:41:22 UTC
А Шнайер полагает этот навык не выработанным, а врожденным.

Reply

kondybas April 13 2011, 20:49:18 UTC
Хорошо ему.

Reply

kondybas April 13 2011, 21:01:11 UTC
Впрочем, как уже сказали ниже, утверждение Шнайера легко верифицировать. Нужно только подобрать хорошие бинарные сущности без референса на обман.

если спортсмен выигрывает какой-либо турнир, он становится чемпионом.
поненс: Джон выиграл турнир по домино.
толенс: Джек - не чемпион.

если сильно стукнуть по голове, то будет шишка.
Джону сильно стукнули по голове
У Джека нет шишек

Вот если разные группы будут показывать существенно разные результаты в силлогизмах с референсом на обман и без такового - тогда к Шнейеру есть смысл прислушаться. А пока альтернативой являются силлогизмы с перелетами, противоречащие обыденному опыту - разница будет вполне логичной и ожидаемой.

Reply

efimpp April 13 2011, 21:11:23 UTC
ИМХО- очень хорошая идея

Reply

примеры неудачные v_phi April 14 2011, 12:59:59 UTC
Важно, что речь об импликации, а не эквиваленции; в ваших же примерах трудно представить себе, что чемпионом становишься не после победы, или что шишку набиваешь без удара.
Естественный язык не различает между этими конструкциями (пример: во фразе "Прямоугольник называется квадратом, если все его стороны равны" слово "если" подразумевает эквиваленцию, а не импликацию).
Значит, в эксперименте правильное понимание должно держаться на очевидных презумпциях. Например, "если число A больше ста, то число A больше пяти" - здесь очевидно, что "если" работает только в одну сторону, что не исключено, что число A удовлетворяет второму требованию, не удовлетворяя первому.

Reply

Re: примеры неудачные kondybas April 14 2011, 16:39:22 UTC
Ну, так и обманщиком в случае "обмана" становишься после нарушения договоренностей/правил.

И я не вижу тут эквиваленции, вижу только импликацию в силлогизме с нарушенной причинно-следственной последовательностью посылок:

ЕСЛИ углы параллелограмма равны, ТО параллелограмм является прямоугольником
ЕСЛИ стороны параллелограмма равны, ТО параллелограмм является ромбом
ЕСЛИ углы ромба равны, ТО ромб является квадратом
ЕСЛИ стороны прямоугольника равны, ТО прямоугольник является квадратом.
етц.

Reply

"если" в естественном языке v_phi April 14 2011, 17:30:55 UTC
сплошь и рядом означает эквиваленцию; в моем примере давалось определение квадрата и автор определения имел в виду, что ТОЛЬКО прямоугольник с равными сторонами - квадрат; что прямоугольник с неравными сторонами - не квадрат ( ... )

Reply

Re: "если" в естественном языке kondybas April 14 2011, 18:20:57 UTC
"..Было ли это наказание нарушением договора, понять невозможно.."

Тогда, и только тогда, когда игрушки не будут убраны, ты будешь наказан...

Reply

Re: "если" в естественном языке furyz February 26 2012, 19:50:35 UTC
не хватает временного отрезка, т.к. фраза в будущем ребёнок может говорить что игрушки будут убраны потом, поэтому наказывать сейчас ещё нельзя =)

Reply

Re: "если" в естественном языке kondybas February 26 2012, 20:27:19 UTC
Высказывание содержит нулевую отметку шкалы (сейчас, время высказывания) и откладывает отрезок в будущее - игрушки _будут_ убраны (спустя какое-то время после высказывания).

Вообще, классическая логика очень сильно, хоть и неявно, завязана на время. Множество логических парадоксов парадоксальны именно из-за вольностей со временем. Это и парадокс путешественника во времени, и эквивалентный ему, но с временнОй петлей нулевой протяженности, парадокс Рассела о брадобрее. Да и парадокс Эпименида о критянах-лжецах - той же природы.

Reply


Leave a comment

Up