Как это делается в США

Mar 26, 2011 22:53


Странным образом обсуждение законодательства о тендерах в России наложилось у меня на любопытную статейку, присланную сыном. Статья мне кажется достойной обсуждения, поэтому остановлюсь на ней подробнее. Оригинал - Guy Lawson, The Stoner Arms Dealers появится 31 марта в печатном выпуске Rolling Stone.

Давид Пакуз и Эфраим Дивероли были обычными еврейскими мальчиками из хороших семей. Ребята учились, ходили в синагогу (там они и познакомились), имели легкие неприятности с наркотиками. Одного из них, Давида, родители даже посылали в школу в Израиле, специализирующуюся на подростках с подобными проблемами (разумеется, именно там достать было наркотики проще всего). В биографии ребят были песни о несовершенстве мира, игра на гитаре - в общем, самые обычные мальчики. Как и многие другие, они подрабатывали. Необычным было то, что на этих подработках они сделали десятки миллионов долларов. Впрочем, нет, поправлюсь: сама по себе сумма тоже встречается - см. историю Цукерберга. Однако мальчики не выдумали социальной сети и вообще не занимались компьютерами. Они торговали оружием.


Надо сказать, что один из основных покупателей оружия в мире - естественно, Пентагон. Далеко не все это оружие предназначено для американских солдат или для наших "официальных" союзников вроде египтян, саудовцев или израильтян. Довольно много идет всевозможным "негосударственным вооруженным группа": афганским полевым командирам, иракским полевым командирам и многим, многим другим полевым командирам. При этом обсуждать все эти поставки в Конгрессе очень не хочется: там иногда задают неприятные вопросы, а некоторые вещи прямо запрещают. Поэтому исполнительная власть старается финансировать их из оперативного бюджета - а он не резиновый, и надо экономить. Как проводились такие операции во времена Рейгана описано в Википедии, а сейчас это происходит так. Пентагону, ясное дело, хочется купить оружие подешевле - а в мире много, например, дешевых АКМов: у бывших республик СССР, союзников СССР, клиентов СССР. Как раз для афганцев да иракцев - тем более, что они к АКМам привыкли. Но со многими из хозяев АКМов Пентагон не имеет права вести никаких дел - они в разных черных списках. Поэтому на веб-сайте https://www.fbo.gov/ появляется объявление: "Министерство обороны купит столько-то единиц стрелкового оружия, удовлетворяющего таким-то и таким-то параметрам, франко-борт Афганистан. Правила тендера..." и дальше несколько страниц убористого текста. Разные фирмы подают заявки - затем проводится тендер, и победитель поставляет оружие. Как правило, фирма-поставщик сама оружие не делает: это посредник, который идет разговаривать с такими людьми, с которыми Пентагону разговаривать невозможно. Разумеется, риски тут на посреднике - зато и прибыль тоже его.

Разумеется, львиную долю заказов отхватывают разные солидные дядечки вроде General Dynamics, но есть место и для фирм поменьше: во-первых, они оборотистее, а во-вторых, Буш-младший (дело происходило в его времена) распорядился всем федеральным службам давать подзаработать малому бизнесу. Как выяснилось, даже очень малому - вроде фирмочки Эфраима и Давида.

Надо сказать, что Эфраим пришел в торговлю оружием не со стороны: его отец и дядя много лет поставляли бронежилеты, глоки да кольты полиции. Он основал собственную фирмочку в 18 лет и стал поставлять оружие федеральным ведомствам США. А им оружие было нужно: они как раз вооружали неформальные войска в Афганистане и Ираке. Это оружие Эфраим покупал на Балканах и перепродавал Пентагону и Госдепу. Ему удавалось перебивать цены больших фирм: накладных расходов у него не было, никакой армии юристов, бухгалтеров и менеджеров. Один восемнадцатилетний паренек, работающий из снятой квартирки. А когда он понял, что один не успевает - нанял своего друга Давида Пакуза. Для того это была вторая работа: вначале он подрабатывал массажистом. Но торговать оружием оказалось выгоднее.

Автор рассказывает о типичном деле мальчиков. Они выиграли контракт Госдепа на поставку пулеметов колумбийской армии. Этот контракт мог принести им много денег, но Эфраима они не удовлетворили, и он сумел уговорить покупателя взять вместо дорогих FN Herstal дешевые корейские подделки - что сразу удвоило его прибыль. Аналогично он выиграл большой контракт на закупку шлемов для иракской армии - а затем убедил Пентагон взять китайские. Возможно, если бы пулеметы и шлемы предназначались американским солдатам, Госдеп с Пентагоном и заартачились бы - но тут речь шла о колумбийцах с иракцами...

По словам Давида Эфраим не читал книжек, не ходил в кино - он с утра до вечера изучал правила тендеров, думал, считал. И это принесло плоды: им удалось оторвать огромный контракт на поставку оружия советских образцов в Афганистан. На 298 миллионов долларов. Автор подробно рассказывает, как ребята долго работали над этим контрактом, как долго колебались, какую маржу себе заложить: 10% или 9%? Десять процентов, конечно, заманчиво - но что, если перебьёт какой-нибудь другой поставщик? В итоге они остановились на девяти. Они не знали, что их конкуренты настолько разжирели, что заложили куда большую маржу: уже когда они выиграли тендер, им стало известно, что их заявка была по крайней мере на 50 миллионов меньше, чем у ближайших соперников. Армия была в восторге: во-первых дешево, во-вторых, заполнена квота для малого бизнеса.

Мальчики нашли поставщиков в Албании, которые смогли продать им оружие ещё дешевле, чем они предполагали. Их маржа стала приближаться к 25%. Вычисление 25% от трехсот миллионов долларов предоставляется читателю в качестве поучительного упражнения. Сделка была поистине великолепной: как восторженно объясняли ребята поставщикам "в этом контракте нет ограничений на возраст вооружений". То есть годилось любое старье - лишь бы как-нибудь стреляло.

Гай Лоусон подробно описывает быт ребят. Как они просыпались в снятой квартирке, выкуривали сигарету с марихуаной и принимались проталкивать свои дела. Как звонили в посольство США в Казахстане, когда там арестовали их транзитный самолет с оружием, и объясняли военным атташе, что для успеха войны с террором крайне важно нажать на казахов. Как очаровывали по телефону военных. Он подробно останавливается на наркотиках: по будним дням ребята непрерывно курили марихуану, а по выходным праздновали свои успехи в ресторане, где пели под караоке и передавали друг другу завернутую в салфетку капсулу с кокаином - так что можно было нюхать его, делая вид, что прочищаешь нос. Даже в заголовок статьи он вынес "stoned". Если честно, меня поразил какой-то детский, незрелый характер этих развлечений. "Взрослая жизнь" по представлениям двадцатилетних мальчишек.

Надо сказать, что бизнес, которым они занимались, по существу своему опасен. Строго говоря, то, что они делают, не совсем легально. Пентагон не может иметь дела с их поставщиками - но и посредник делает это в "серой зоне" и несет на себе все соответствующие риски. Поэтому в таком бизнесе не следует слишком часто наступать на хвост могущественным людям: они могут натравить на тебя следователей. А мальчики наступили на хвост довольно-таки многим. Они обидели конкурентов, уведя у них контракт на триста миллионов долларов. Они обидели Рособоронэкспорт, не сумев договориться о поставке российского оружия из России. Они обидели албанское правительство и своего посредника, швейцарского торговца оружием Томета. На последнем обстоятельстве я остановлюсь чуть подробнее, чтобы показать неопытность мальчиков. Они выяснили, что Томет покупает оружие у албанцев гораздо дешевле, чем сказал им. Они попытались отрезать его, выйдя на албанское министерство напрямую - но они не поняли, что на самом деле Томет платит больше, чем сказано в официальном контракте - просто разница шла в виде откатов албанским чиновникам. Понятно, что идея торговать напрямую особого энтузиазма у албанцев не вызвала.

В итоге один из конкурентов пожаловался в Пентагон. Сама жалоба - на нарушения в ходе иракского контракта - оказалась несостоятельной. Но из-за неё началось расследование, которое и обрушило этот малый бизнес.

Дело в том, что уже заключив сделку с албанцами, ребята выяснили, что оружие и боеприпасы, хранящиеся там с давних времен, на самом деле не советские, а китайские. Купил когда-то тов. Ходжа кучу игрушек у пекинских друзей. Но Китай как раз тогда в очередной раз попал в черный список Госдепа; более того, одним из условий афганского контракта было "никакого китайского оружия". Ребята попробовали получить специальное разрешение на обход запрета, напирая на то, что это оружие попало в Албанию задолго до эмбарго - но нарвались на отказ. Тогда они наняли в Албании компанию, которая разбирала деревянные ящики с иероглифами и перекладывала оружие в картонные коробки с албанскими надписями. Разумеется, на самих изделиях китайская маркировка оставалась - но афганцам было все равно, а пентагоновские приемщики не обращали внимания. До поры до времени.

Следователи, конечно, все это обнаружили. Они нашли и массу e-mailов, в которых мальчики обсуждали детали этого перекрашивания китайского оружия в албанское: они были так молоды и наивны, что открытым текстом говорили про обман дяди Сэма.

Был большой скандал, слушания в Комитете палаты представителей, аресты и срока. Пакуз получил семь месяцев домашнего ареста, Дивероли - четыре года тюрьмы. Что интересно, никто из чинов армии, Госдепа или администрации не пострадал.

То, как ненавидели слишком шустрых мальчиков разные большие дяди, доказывает последний эпизод статьи. Будучи осужденным преступником, Дивероли не имел права держать в руках оружие. Пока Эфраим ожидал приговора, федеральный агент-провокатор пытался уговорить его продать ему оружие. Тот отказывался. Тогда агент пригласил его поохотиться на флоридских аллигаторов. Эфраим не взял с собой оружия - но агент принес свой глок и в конце концов уговорил того взять его в руки. После чего арестовал его.

rolling_stone, americana, arms

Previous post Next post
Up