В
одной из
предыдущих записей я дал ссылку на сюжет о преподавании математики
в американской младшей школе. Большое спасибо всем, кто
комментировал: вас читать было интересно, и вы мне многое разъяснили.
Тогда же я пообещал сказать, что я об этом думаю. Я уже хотел
увильнуть, но мой сын потребовал всё-таки высказаться. Так что
придётся.
Сыну: ты спрашивал, что думаю я, и что думает мама. Наши мнения,
в общем, похожи, за исключением одного пункта. Я скажу, какого, когда
мы до него дойдём.
Необходимое предуведомление: я преподавал со студенческой скамьи,
т.е. где-то с 1983 года, но в основном старшеклассникам, студентам и
аспирантам. Поэтому хотя я кое-что знаю о преподавании, но об
обучении в младшей школе сужу в основном по его плодам. Так что к
моему мнению следует относиться с осторожностью. Опыт моей жены ближе
к предмету: она много занималась репетиторством, в основном, правда,
среди старше- и среднеклассников, но были и ученики младших классов.
В сюжете можно разделить три вещи: алгоритмы умножения и деления, сами
учебники (и преподавание математики вообще) и использование
калькуляторов. Мы поговорим о них по очереди.
Начнём с алгоритмов. Это очень интересные алгоритмы. Некоторые из
них лучше традиционных, когда вычисления проводятся без бумаги,
целиком "в уме". Показывать их детям - хорошая идея. На
математическом кружке. Я бы посвятил несколько занятий кружка приёмам
устного счета, и эти алгоритмы заняли бы на них важное место.
Интересно было бы также обсудить с детьми, почему эти алгоритмы
работают. В общем, это прекрасное дополнение к школьному курсу.
Если же речь идёт о том, чтобы учить им вместо
"традиционных" алгоритмов, то следует отдавать себе отчет в одной
вещи. Эти алгоритмы, по крайней мере в том виде, в каком они
преподаются по этим учебникам, не вырабатывают у детей навыков
уверенного счета в столбик. Данный факт признают сами авторы
учебников - они говорят, что такие навыки выработать всё равно трудно,
и на самом деле не больно-то и хочется. Дескать, бог с ним, со
счетом, у нас есть дела поважнее. Так что мы не будем обсуждать,
вырабатываются ли у детей навыки, а примем как факт, что НЕ
вырабатываются - и перейдём к тезису авторов, что и хрен с этими
навыками. Действительно, вокруг сплошные калькуляторы и компьютеры -
ну зачем ещё на бумажке считать?
Тут у меня с женой есть некоторое расхождение. Она полагает, что эти
навыки безусловно нужны и часто используются в реальной жизни. Судя
по разговору с сыном, он тоже так считает. Мне кажется, что и без
этих навыков прожить можно. В конце концов эффективно вычислять
квадратные корни в школе тоже давно не учат - и ничего, пережили мы
это бедствие.
Но даже если признать, что эти навыки абсолютно не нужны - верно ли,
что им не следует обучать в школе? Нужно ли обучать в школе только
тому, что непосредственно пригодится "в жизни"?
На уроках физкультуры обучают подтягиваться на турнике. Это умение
пригодится, если надо будет подниматься на одних руках на отвесную
скалу - ситуация, с которой 99% выпускников школы, по-видимому,
никогда не столкнётся. Тем не менее этому учат - потому что это
умение развивает мышцы. Навык быстро и автоматически считать в
столбик полезен, даже если человек никогда в жизни на бумаге считать
не будет. Он развивает "мелкую умственную моторику" - аналог мелкой
моторики у детей: умение уверенно и безошибочно манипулировать
абстрактными понятиями по формальным правилам. Да, умение думать
нестандартно и угадывать ответ очень полезно - но оно должно
основываться на развитой технике. Ребёнок не должен "указать два
способа разделить 36 на 6", он должен знать ответ и
мгновенно применить его для деления 3600 на 60. Как говорил один из
моих учителей: "Есть искусство и есть ремесло. Искусство - великая
вещь, но если у вас нет ремесла, то ничего у вас не получится".
Отсутствие такой "мелкой умственной моторики" очень видно потом: в
средних и старших классах, в студенчестве и аспирантуре. Когда
учащиеся не могут овладеть техникой алгебраических преобразований, а
потом анализом, алгоритмами и приёмами программирования и т.д. - очень
часто это эффект не привитого в детстве навыка к уверенным формальным
манипуляциям.
Единственный ли способ выработать эту "мелкую умственную моторику" -
умножение и деление в столбик? Нет, конечно. Можно вместо
подтягивания на турнике давать на уроках физкультуры упражнения на
шведской стенке. Или отжимания. Или работу с тренажером для мышц
плечевого пояса и живота. Что-то будет чуть лучше, что-то чуть хуже,
но в общем, всё это приемлемо. Однако есть вещи, которые неприемлемы.
Нельзя заменить подтягивание на турнике хоровым исполнением песни
"Тянем, потянем, вытянуть не можем". Или раскрашиванием картинки
"Джонни и Мэри на турнике". И тут мы переходим к учебникам
математики.
Я не видел вблизи учебников, о которых говорилось в клипе. Но, как
Мастер, я много других стихов читал. Американскими учебниками я очень
давно интересуюсь, и тенденция, которая отмечается в клипе, мне
известна. Тяжелые книги на мелованной бумаге с яркими иллюстрациями.
Масса "mathematics related activities" вроде "планирования путешествия
по Америке". Общая рыхлость и водянистость изложения вместе с явным
стремлением сделать уроки "fun" - так, чтобы ученики как можно меньше
работали и как можно больше развлекались.
Я прошу понять меня правильно. Я полагаю, что на уроках должно быть
весело и радостно. Но это веселье должно быть сродни "мышечной
радости" на уроках физкультуры, которая появляется после интенсивной
физической нагрузки. Ученики должны познать радость творчества,
радость открытия, удовольствие от того, что они узнали новое и что-то
изменили в себе - а всё это требует серьёзной интеллектуальной
работы. Собственно, одна из главных задач школы - приучить детей к
такой работе. Очень легко сделать уроки физкультуры "радостными и
весёлыми" - надо вместо упражнений, бега и прыжков раздавать детям
мороженое и пирожные с кремом. Но та радость, которой мы хотим
добиться, приходит с пОтом. И без него - никак.
Я отвлекусь, чтобы сказать несколько слов на свою любимую тему:
воспитание воображения. Яркие красочные иллюстрации в учебниках,
чрезмерно реалистичные игрушки, увлечение спецэффектами в компьютерных
играх, кино и ТВ, - на мой взгляд, вредны. Когда ребёнок скачет на
палке с головой лошади (а иногда и без головы), воображая себя лихим
кавалеристом - он развивает фантазию и интеллект. То же
происходит, когда он читает книгу или даже играет в компьютерную игру
с более или менее примитивным интерфейсом (помните знаменитый
Star
Trek?). Компьютерная игра с невероятно реалистической графикой,
квадрофоническим звуком, как и фильм со спецэффектами, не оставляют
места для воображения. Да, яркие иллюстрации нужны для самых
маленьких, как нужно им кормление грудью - но с какого-то момента
положено последовательно приучать детей к взрослой еде. К сожалению,
я пока вижу обратный процесс: младенческая духовная пища появляется в
меню во всё более и более старшем возрасте.
Однако я пообещал поговорить о калькуляторах. И здесь я вернусь
(в последний раз на сегодня!) к сравнению с физкультурой.
Несомненно, что часто самый удобный способ попасть из точки А в точку
Б - это подъехать туда на машине. Но школьников почему-то заставляют
бежать кросс, вместо того, чтобы погрузить их в автобус и быстро
доставить к финишу. Калькулятор - это способ быстро получить ответ в
задаче на умножение или деление. Однако школьный курс математики
имеет не больше отношения к такому ответу, чем кросс к поездке на
автобусе.
К сожалению, калькулятор занимает огромное место в американском курсе
математики. Это особенно относится к курсу алгебры в старших классах,
который часто сводится к обучению работе с "графическим калькулятором"
- уродливым монстром от Texas Instruments. Кстати, нигде, кроме школы
и младших курсов некоторых университетов, этот прибор не применяется -
к вопросу об "обучении тому, что пригодится в жизни".
Опять же, само по себе умение пользоваться обычным калькулятором -
полезно. Графический калькулятор мне кажется устройством сомнительной
ценности, но компьютерные программы для символических вычислений и
построения сложных графиков (Maxima, Maple, Mathematica) знать
неплохо. Точно так же, как полезно уметь водить автомобиль, и
обучение этому умению в школе - хорошая идея. Однако надо, чтобы
вождение автомобиля было отдельно, а кросс - отдельно. И именно этого
простого соображения, как мне кажется, не хватает
математикам-методистам в американской школе. Вечно они норовят вместо
кросса устроить хоровое пение с последующей поездкой на автобусе, и
назвать всё это "передовыми методами обучения".
Подведу итог. Подход, о котором рассказано в клипе, плох. Не потому,
что изложенные алгоритмы умножения и деления "хуже" традиционных. А
потому, что весь стиль, вся направленность курса ориентированы на
минимум нагрузки, минимум пота и усилий. Как в
известном
рассказе Ллойда Биггла-мл.