Закрылся IV Сибирский фестиваль балета

May 29, 2011 23:34

Новосибирский оперный сегодня закрывал свой четвёртый балетный фестиваль. Программа феста на 90% состояла из классики, которую я, отдавая должное и ей, и мастерству танцовщиков, уважаю, но от которой у меня сознания терять не получается. А я в театре хочу именно потерь сознания :) Поэтому, оставив в покое "Лебединое озеро", "Спартака" (недавнюю премьеру, на которую я все же надеюсь успеть купить билет по разумной цене в новом сезоне) и остальные монументальные полотна, я подалась на вечер, концентрация современной хореографии в котором была максимальной.

В первом отделении давали "Кармен" Пети, от которой впечатления у меня остались смешанные. Главная эмоция, всё же, - детская радость и ощущение, что произошло что-то важное и правильное. В том смысле, что есть теперь у нас такой балет в репертуаре (лишь бы шёл). Не-классическое по языку наше собственное, появлялось года 3, кажется, назад, и это был "Шёпот в темноте". Если я что-то упустила, вы меня поправьте. А "Кармен", хоть и была сочинена и поставлена Пети в 1949 году (!), на фоне нашей классики-классики выглядит очень свежо, ярко и феерично. Я накануне посмотрела, как "Кармен" танцуют Михаил Барышников и Зизи Жанмер (смотрите, на ютубе лежит полностью!), и с той картинкой сравнивалось очень сильно. И Анна Жарова была похожа на Кармен Пети, а Игорь Зеленский на Хозе был похож не очень :) Его Хозе был вовсе не солдатом, а как минимум аристократом, взирающим на всех царственно и свысока, с чувствами холодного презрения и превосходства ;) И в то, что он в нее был безумно влюблен, не поверю я ни за что. Этот товарищ убивал свою женщину не из ревности, а чтобы заглушить уязвленное самолюбие. Ну и Анна Жарова, кажется, с большей любовью станцевала все непривычные хитросплетения своей партии, нежели наш звёздный худрук.

Во втором отделении было гала. Танцевали наполовину классику, наполовину современную хореографию. И современную танцевали, конечно, приглашенные товарищи - из Берлина и из театра Станиславского. Наш им один ответ - Адажио из "Шёпота в темноте". Вспоминаю, как ругали его московские критики в свое время и опять с ними не соглашаюсь. Он такой красивый, и интересный, и совсем не придуманный! Беатрис Кноп и Дмитрий Семионов из Берлинской Штаатсопер показали, пригвоздили и парализовали дуэтом из балета Intimate Distance чешского танцовщика и хореографа Иржи Бубеничека, и мне очень жаль, что поиск видео не дает результата: естественно, лучше увидеть, чем прочитать, тем более, когда у пишущего больше эмоций, чем знания балетной терминологии и понимания, как именно это было сделано. Но представьте агрессивную музыку, агрессивные линии танца и агрессивное соотношение партнеров, элементы акробатики, и все это - что самое-то важное - исполнено на таком уровне мастерства, когда вся техника оказывается уже не важна. Это было головокружительно здорово, я даже не ожидала, что тот неизвестный мне номер, который я хотела переждать, чтобы посмотреть на Килиана, окажется таким пронзительным. А Килиан был прекрасен. Дуэт из "Маленькой смерти" танцевали Наталья Сомова и Семён Чудин. Музыка Моцарта, их светящиеся золотом в темноте фигуры, полные нежности прикосновения и линии, концентрированное в пластике счастье, - я не знаю, как можно оставаться к этому равнодушным. Но знаете, некоторые остались. Аплодисментов, мне казалось, было мало. И после Килиана Гран па из "Дон Кихота" смотрелось настолько странно и так смазывало ощущение живой, актуальной реплики своими прекрасными, но такими классически-аэмоциональными формами, что возник вопрос: ну кто сказал, что финал обязательно должен быть таким вот "на ура"?! Впрочем, я представляю меньшинство, это точно, и с этой точки зрения расчет организаторов был верен. Народ с охотой терял сознание от прыжков мариинского Владимира Шклярова, привычно, дорвавшись до знакомого, любимого, такого привычного, хлопал в такт во время фуэте, и расходился потом с чувством глубокого морального удовлетворения.

Тот самый дуэт - примерно с 1:50

image Click to view

Previous post Next post
Up