О войне в мире Толкиена. Часть шестая. Мораннонская кампания

Dec 02, 2023 18:04

В мире творится всякое-разное. А пока - к действительно важным темам. Продолжаем. Вся история болезни - вот здесь: https://schneider-krieg.livejournal.com/tag/Властелин%20Колец

"Слово вам, товарищ Маузер":

https://eressea.ru/tavern7/025-0004.shtml

Трудно сказать, много ли из разбитых мордорцев успело спастись по наплавным мостам в Осгилиате, которые остались неразрушенными. Спаслись назгулы на своих птеродактилях, однако лучшие части мордорской регулярной пехоты были уничтожены под стенами Минас-Тирита, и эту потерю нельзя было быстро восполнить. Тем не менее в Мордоре оставалось еще немало второсортных войск: опоздавшие союзные отряды, гарнизоны крепостей и т.д. Логика навязанной Лже-Сауроном войны на сокрушение требовала продолжения кампании на главном театре всеми имеющимися в наличии силами, однако этому препятствовали многие факторы, и прежде всего многовластие. По крайней мере, необходимо было срочно отрезать Мордор от источников подкреплений, т.е. блокировать Мораннон. Военный совет, который собрался 16 марта, принял половинчатое решение: для действий на главном Итилиенском театре выделялось лишь 7000 бойцов, в том числе 500 роханских и 500 гондорских конников и 500 спешенных роханцев. Гарнизон Минас-Тирита составлял более 3000, а основные силы роханцев (3000 конных) под командованием Эльфхельма направлялись против Анориенского отряда мордорцев, который, не вступая в бой, отошел на о. Каир-Андрос. Начались работы по укреплению Осгилиата. Разведчики доходили до самого Развилка, не встречая противника. Можно предположить, что именно в этот период Гэндальф сумел прийти к соглашению с Гваихиром, и расчет на поддержку орлов был одним из факторов, повлиявших на распределение сил. Должно было сыграть свою роль и определенное пренебрежение к противнику, которое несомненно должно было появиться после победы над численно превосходящими силами. Характерно, что Арагорн и Имрахиль вели только свои собственные войска и добровольцев из гвардии: остальные гондорские феодалы в походе не участвовали. Похоже, что поход к Мораннону был в значительной мере частной инициативой его предводителей, в которой остальные гондорские, да и роханские феодалы, как и большая часть воинов, не очень стремились участвовать. Поэтому в поход пошли только те войска, которым можно было доверять - отбор производился на добровольной основе. Настроения в столице тоже были далеки от победной эйфории, и на победу союзной армии после столетий пассивной обороны и многочисленных поражений мало кто рассчитывал.

Будущая кампания, по-видимому, планировалась как блокада Мораннона, отрезающая Мордор от его союзников и источников подкреплений и деморализующая союзные контингенты в самом Мордоре. Об этом свидетельствует малое количество весьма полезной в генеральном сражении конницы, которая не могла бы найти подножного корма в каменистой полупустыне Дагорлада. По сравнению с реальным положением количество войск противника было недооценено, а качество - переоценено, что и привело к развитию событий по неожиданному сценарию.

Армия под командованием Гэндальфа, Арагорна, Эомера и Имрахиля выступила из Минас-Тирита 18 марта. 19-го войско дошло до Развилка и 20-го, оставив для прикрытия Моргульской долины сильный отряд легкой пехоты (видимо, этого было достаточно для отражения возможной вылазки - Моргульский проход не отличался высокой пропускной способностью, а гарнизон Минас-Моргула был разгромлен под Минас-Тиритом) двинулся на север, к Мораннону. Вечером 21-го авангард армии обнаружил засаду в том же ущелье, где ее недавно устраивал отряд Фарамира (видно, место было удобное) и ударом конницы с тыла разгромил ее. В тот же вечер были замечены воздушные разведчики противника. 23-го был выделен отряд для действий против Каир-Андроса, и к Мораннону армия подходила в составе менее шести тысяч. По-видимому, Каир-Андрос был занят без боя, а отступившая на него группировка войск противника еще раньше отступила в Мордор. После этого войско свернуло с дороги и сделало крюк к северу, с тем чтобы подойти к Мораннону неожиданно. 25-го утром войско подошло к Мораннону с северо-запада и заняло сильную позицию и изготовилась к круговой обороне на двух холмах искусственного происхождения напротив единственных ворот в стене, перегораживавшей единственный проход через окружавшие Мордор с севера, запада и юга горы, доступный для значительных вооруженных отрядов. С обеих сторон к стене примыкали труднопроходимая горная цепь, по направлению к проходу снижавшаяся. Два непосредственно примыкавших к стене утеса были увенчаны сторожевыми башнями. Сами ворота, как и ворота Минас-Тирита, были железными. Мораннон был неприступен для войска, не имевшего осадной техники - впрочем, его никто и не собирался штурмовать.

Холмы, на которых стояла армия, по-видимому, должны были послужить основанием каких-то передовых укреплений. От ворот их отделяла вязкая глинистая низина. Если Мораннон был неприступен, то штурмовать эту позицию тоже было непросто.

Практически все силы Мордора были спешно сосредоточены за Моранноном, а восточнее позиции союзной армии за горным отрогом скрывался значительный отряд истерлингов, однако после стычки 21-го противник никаких активных действий не предпринимал. Очень похоже на то, что Лже-Саурон не слишком доверял своим и особенно союзным войскам и опасался их выпускать на оперативный простор. Наемники и "союзники" из под палки были совершенно не в настроении неопределенное время сидеть в осаде в Мордоре и могли попросту разбежаться по домам. Это подтверждают и начавшиеся сразу же переговоры, в ходе которых представитель Лже-Саурона, кроме голословных угроз, нашел единственный аргумент - угрозу смерти находившихся в плену в Мордоре уже знакомого нам Фродо Бэггинса и его слуги Сэма. Эти хоббиты, отделившиеся от группы Хранителей где-то между Лориэном и Эдорасом, 7 марта повстречались с отрядом Фарамира и были отпущены им на свободу, что свидетельствует о том, что Фарамир, наиболее близкий к Гэндальфу человек из гондорского двора, был извещен о задании, которое выполняли эти двое, а, возможно, и сама вылазка была организована для обеспечения их действий. К этому времени хоббиты уже успели сбежать из плена, что незамедлительно и выяснилось при требовании предъявить самих заложников. Что делали хоббиты в Мордоре, неизвестно и не важно - не исключено, что им действительно было поручено уничтожить известный артефакт, считавшийся магическим (в борьбе не на жизнь, а на смерть нельзя пренебрегать ничем). Впоследствии их действиям было приписано катастрофическое землетрясение, которое разрушило Лугбурз. Важно же то, что использование заложников или угроза этого - прием слабейшей стороны, исчерпавшей реальные средства противодействия, будь французы, которые помещали пленных германских офицеров на свои суда в разгар "неограниченной подводной войны", или боснийские сербы, приковывавшие захваченных "миротворцев" наручниками к мостам в 1995 г. Неудивительно, что переговоры были сорваны.

Сразу же после этого противник начал атаку. Легкая пехота, спустившись по склонам гор по обе стороны от стены, остановилась в низине и начала массированный обстрел из луков. Одновременно с востока атаковали истерлинги, а из ворот - основные силы, сведенные в колонну. Таким образом, метательная подготовка боя не была проведена должным образом и, видимо, по той же причине, что при Креси - из-за отсутствия выдержки у атакующих. Появились и всадники на птеродактилях, впрочем, в бой они не вступали. В голове атакующей колонны были поставлены олог-хаи, но в то время как они безуспешно атаковали правый фланг, остальные войска, очевидно, утратив наступательный порыв в грязи перед позицией, обтекли холмы, не вступая в рукопашный бой. Формально мордорцам удалось окружить противника, однако противник был к этому готов, а атаковать "стену щитов" сауроновы вояки стремились не очень. Атаки были вялыми, и в сражении наступил момент равновесия. В этот момент в бой вступили орлы Гваихира. Гэндальфу удалось добиться внезапности - до сих пор орлы на ТВД не показывались и не препятствовали действиям воздушных разведчиков противника. Союзное войско перешло в контратаку; окончательно противник был деморализован начавшимся землетрясением, которое сопровождалось извержением Ородруина и разрушило не только укрепления Мораннона, но и неприступный Лугбурз. Большей частью полчища Лже-Саурона попросту разбежались, многие сдались. Собственно, целью подавляющего большинства союзников Мордора было именно прорваться домой, и этой цели они достигли. Сам Лже-Саурон, по-видимому, погиб при землетрясении, назгулы пропали без вести. Химерная империя рухнула под собственной тяжестью, лишившись наемной армии - единственного, что ее скрепляло. Это, разумеется, не умаляет заслуг Гэндальфа и его соратников - восстановить свою армию Лже-Саурон мог достаточно быстро, но времени на это ему не дали.

Собственно, выскажу свои соображения (вдобавок к вышенаписанному). После победы на полях Пеленнора вокруг Минас-Тирита должна была собраться большая по меркам Раннего Средневековья армия численностью свыше 20 тысяч человек. В том числе качественно сильный элемент - несколько тысяч конницы.

Порядка трети этих сил (7000) назначались к походу к Мораннону. Из них дошло 6000 воинов. Некоторое количество осталось заслоном у Моргула. Большей частью из итилиэнской роты Фарамира - вернее, её остатков, численностью 200-250 человек. Видимо, всего человек 300-400. Немного потеряли в разгроме засады 21 марта. Человек 500-600 ушло занимать остров Каир-Андрос, откуда отступили мордовцы, создавая плацдарм для переправы и ещё одну линию сообщения с родной землей.

Сами мордовцы (не меньше 6000) отходили из Анориэна (тот самый заслонный западный корпус). 3000 рохиррим, похоже, несколько потрепали их на отходе, но это были арьергардные бои. Сам корпус ушел с острова и отправился на северо-восток, к Мораннону. Возможно, часть устроила засаду на дороге, которую разгромили 21 марта. Так или иначе, от корпуса осталось 4000-5000 (вряд ли больше).

Мордорская армия в Моранноне указывалась, как большая в 10 раз (60 тысяч), что вряд ли: отряд в 6000 человек они просто растоптали бы. В фильме говорилось про 10 тысяч только орков: это больше похоже на правду. Плюс отряд харадрим, который у Черных Врат наблюдал Федор Сумкин. на круг - тысяч 10-20 войск не лучшего качества.

Версия такая. Отряд в несколько тысяч был послан Светлыми в качестве приманки. Чтобы затем, отступая на юго-запад, в район Кормалленского поля, в начале апреля выманить мораннонскую армию Мордора под концентрический синхронный удар разных гондорско-роханских союзных сил. Которые и так собрались на том поле в начале апреля. Вполне в стиле оперативного искусства Гэндальфа. 10-15 тысяч мордорцев - против 15-20 тысяч Светлых лучшего качества - результат был бы немного предсказуем.

Плюс неизвестно, закончилась ли мобилизация в Рохане. Где можно было собрать ещё не меньше 5000-6000 всадников (без конюхов при конском депо). С ними перспективная битва при Кормаллене - вообще без шансов для команды Мордовии.

Но вышло - как вышло.

Властелин Колец, война, интересное

Previous post Next post
Up