20 лет "Иракской свободе". Часть первая.

Mar 20, 2023 17:52

19 марта 2013 года в № 12 журнала "Эксперт" вышла моя статья, посвященная 20-тию американского вторжения в Ирак:

https://expert.ru/expert/2023/12/20-let-irakskoy-svobode/

Выкладываю здесь исходную версию (в журнале - отредактированная, меньше примерно на треть):

Вступление.

В 2003 году американо-британские войска вторглись в Ирак и через три недели вошли в Багдад. Режим Саддама Хуссейна пал, сам он длительное время скрывался. Над страной оказалась установлена американская оккупация.

Это дало начало процессам по длительному преобразованию Ближнего Востока, приведшему к современному положению вещей и имеющему своей целью установление Нового Порядка здесь. Постоянный хаос и разрушение, война без конца и края - такова реальность данного Нового Порядка.

Сегодня наступает 20-летний юбилей тех событий - началу вторжения США в Ирак. Событий, безусловно, эпохальных и заслуживающих вдумчивого изучения. Событий, серьезно повлиявших на многое: политику во всем мире, развитие военного дела, информационный и технический прогресс.

«Буря в пустыне».

17 января 1991 года, в год развала СССР, началась операция «Буря в пустыне». Ещё одна веха в прекращении одной эпохи и начале новой. Военная кампания коалиции западных и заливных государств во главе с США против Ирака, приведшая в итоге к цепи событий, переформатировавших целый регион и приведших к нынешнему положению вещей.

Формальной причиной послужил захват Ираком Кувейта и его аннексия в августе 1990 года. Фактически же, территория древней Месопотамии интересовала Запад с США во главе в рамках проекта по переформатированию Ближнего Востока, приведению всего региона к нужному знаменателю. Ираку следовало стать основой, плацдармом для подобного переформатирования, своего рода, «подопытным кроликом».

Официальным поводом к началу военных действий в 2003 году была заявлена США связь режима Саддама Хуссейна с международным терроризмом, а также поиск и уничтожение оружия массового поражения. Последнее так и не удалось обнаружить. «Снаряды с рисином» и прочее, якобы найденные американским спецназом в пустыне провинции Анбар в апреле 2003 года, так никогда и не были предъявлены общественности.

Обеспечить себе максимально легкую победу.

По факту кампании 1991 года Ирак находился на грани развала. Северная часть, Иракский Курдистан, являлась, по сути, независимой, там в 1992-1996 годах полыхала своя гражданская война, в чем было замечено участие Запада. В самом Ираке в его южной, шиитской, части продолжалось восстание против власти суннитского меньшинства партии БААС (правящая партия в Ираке). Стране грозил полный развал, только остановка наступления коалиционных войск во главе с США спасло Ирак тогда от сползания в пучину всеобщего хаоса и войны всех против всех. Саддаму Хуссейну не без труда, но удалось подавить мятежи.

Дальнейшие 12 лет существования Ирака и политики США и коллективного Запада в отношении данной стратегически важной страны на перекрестке древних путей определялись для Вашингтона одной задачей: обеспечить себе максимально легкую и быструю победу. В отношении Ирака была установлена экономическая и политическая блокада. Страна, во многом зависящая от экспорта нефтепродуктов, пребывала под санкциями. Развитие остановилось, произошли деградация и крах отдельных секторов экономики, национальная валюта обвалилась и оказалась обесценена. В Ираке цвели воровство, клановость и коррупция.

В Персидском заливе постоянно дежурили 1-2 американских авианосных группы, в Кувейте базировались войска и систематически проводились учения, над Ираком оказалось установлено две бесполетные зоны, на севере и на юге, патрулировавшийся спутниками и авиацией. Всего против Ирака постоянно находилось не менее 40-50 тысяч американских войск при как минимум 200 самолетах.

При этом фактически война против Ирака не прекращалась никогда. Самолеты с американскими опознавательными знаками постоянно бомбили территорию страны, то в больших, то в меньших масштабах, и сбивали иракские самолеты; по Ираку передвигались западные группы спецназа, устраивая многочисленные диверсии и организуя восстания и выступления шиитов и курдов. Операция «Лис пустыни», карательная воздушная кампания США против Ирака в 1998-1999 годах, стала лишь отдельным элементом данного комплекса мер.

Ситуацию довели до того, что к началу 2000-х годов на теле Ирака, как многочисленные раковые опухоли, стали появляться области, не контролируемые центральным правительством и управляемые различными движениями и силами. Как правило, исламистского фундаменталистского толка. При этом речь не про Иракский Курдистан, а вполне даже арабоязычные региона страны. Что грозило развалом страны в обозримой перспективе без всякого вторжения.

На востоке к тому же находился недружественный Иран, с которым Саддам Хуссейн воевал в 1980-1988 годах. Он тоже представлял собой значительную угрозу. В конце 1990-х годов Тегеран, например, сосредоточил 300 тысяч офицеров и солдат на ирано-иракской границе - две трети своих сил. Впрочем, в условиях противоборства Ирака с Западом Иран не выступил на стороне последнего, так как предполагал его большим злом, предпочитая вести самостоятельную политику.

Все это в комплексе влияло также и на вооруженные силы Ирака, подвергавшиеся деградации. Численность личного состава сокращалась, боеспособность падала, наверху руководили часто неспособные и некомпетентные люди. Численность дивизии в мирное время могла составлять 2000 военнослужащих. Лишь с большим трудом удалось нарастить потенциал войск к началу 2000-х годов, и то незначительно.

В итоге Ирак готовился встретить вторжение, имея крайне малочисленные и мало боеспособные вооруженные силы, уступавшие противнику качественно на два поколения. Сухопутные войска включали два корпуса Республиканской Гвардии (РГ, шесть дивизий) и пять армейских корпусов (ещё 17 дивизий). Всего 23 дивизии - в два с лишним раза меньше, чем было у Саддама Хуссейна в 1991 году, - а также отдельные части центрального подчинения.

Каждая дивизия имела некомплект как минимум в треть личного состава и техники (как правило, ещё больше), и представляла собой по сути бригаду (в среднем по 3-4 тысячи человек армейская дивизия и до 5-6 тысяч гвардейская). Общая численность сухопутных войск не превышала 80-90 тысяч человек при примерно 1000 устаревших танках (большей частью неисправных). До трети из них приходилось на РГ, проявившую себя не лучшим образом в дальнейшем (за исключением всего двух дивизий).

ВВС включали 267 самолетов (всего: не использовались и были или закопаны, или заранее перегнаны в Иран). Силы ПВО насчитывали 12-15 тысяч человек. Численность прочих являлась незначительной.

Всего имелось 120-130 тысяч регулярных войск. На общий невысокий уровень боеспособности накладывались внутренние межклановые и межплеменные противоречия в иракском руководстве, путанность и противоречивость в организации командования и зон ответственности, полное отсутствие инициативы у почти всех командиров, отсутствие подготовки личного состава (которая заменялась очковтирательством в условиях дефицита ресурсов или вообще не проводилась). Все то, что сыграло свою негативную роль в действиях на тактическом и оперативном уровнях.

Нехватку кадровых войск заменяли различного рода ополчением и добровольцами, качество ко-торых было ещё ниже. При этом в Ираке с 1995 года оказалось создано как минимум пять разных видов ополчения, имевших разное подчинение, крайне низкой боеспособности, без тяжелого вооружения. не подчиненных армии или РГ и нередко друг с другом конфликтовавших. Общая численность ополчения также составляла порядка 120-130 тысяч человек.

Всего, с ополчением, под ружьем находилось до 250 тысяч бойцов. Это гораздо меньше, чем называемые в раз-личных пропагандистках целях значения, самое меньшее из которых, встреченное автором - 350 тысяч офицеров и солдат (назывались цифры до миллиона). В действительности Ирак образца начала 2003 года имел в строю чуть больше 1% населения (от 20 млн., без 5 млн. по факту независимых и враждебных курдов).

Тем самым, его военный потенциал существенно уступал потенциалу 1991 года, когда у Ирака имелось под ружьем 350 тысяч человек - 300 тысяч в регулярных войсках и 50 тысяч в военизированных организациях.

Главным стал провал на стратегическом уровне - организация обороны иракским генералитетом на театре. Именно он в первую очередь определил ход боевых действий и быстрое падение режима Саддама Хуссейна, его столь быстрый разгром, а не недостатки в организации, обеспечении, на тактическом и оперативном уровнях, а также возможное предательство высшего генералитета.

Дело в том, что вторжение ожидалось в Багдаде сразу со всех сторон, и это определялось превосходством США и их союзников в ресурсах, логистике и инициативе. Однако вместо того, чтобы максимально сжать фронт по центру и акцентировать свое внимание на защите жизненных центров страны (городов), где к тому же проще обороняться от технически превосходящего врага, иракское руководство, наоборот, сильно рассредоточило свои и без того скудные силы.

Войска стояли двумя концентрическими кольцами, одна линия обороны за другой. В первом (внешнем) кольце располагались армейские дивизии, во втором (внутреннем) - дивизии РГ. При этом даже близко не выдерживались нормативы обороны, а некоторых дивизии занимали пространство до 100 километров по фронту. Причем обороняющиеся находились не в городах, а, наоборот, вышли в поле. Прорвать или обойти такие заслоны не представляло труда.

Грузины, готовясь воевать с Россией, например, по их планам вовсе собирались оставить всю территорию страны, а сосредоточиться на защите главного и единственного мегаполиса своего государства - Тбилиси. Аналогичным образом следовало поступить и иракцам.

11 иракских дивизий (две РГ и девять армейских) стояло фронтом на север, по четыре - на юге, западе и востоке (последние - также и против Ирана). Соответственно, с южной стороны, со стороны Кувейта и наиболее легкодоступной части (не было гор), располагалось только менее 20% иракских сил, готовясь принять на себя основную массу вторжения и не зная об этом.

По факту, с учетом обходов и маневрирования, войска под звездно-полосатым флагом столкнулись за всю войну с не более, чем 15% иракских войск (35-40 тысяч человек). Причем наибольшее сопротивление оказали отряды ополчения. А из числа северных армейских дивизий большая часть вообще прикрывала «Зеленую линию» - линию соприкосновения с Иракским Курдистаном, - откуда грозили наступлением 60 тысяч пешмерга - курдского территориального ополчения. Тем самым, американцы ещё до начала кампании, при исходном планировании, переиграли иракцев.

Дальше Белому Дому и Пентагону повезло ещё больше, причем именно, что повезло. Ведь пойди США в наступление с трех сторон, увязни в тяжелых боях с главными иракскими силами в горных проходах возле Мосула, на севере страны - их потери могли оказаться в несколько раз выше. «Благоприятное лицо Фортуны», как любил говаривать Фридрих Великий. Впрочем, об этом дальше.

В самом Ираке, в Багдаде, его столице, по некоторым данным, сидела резидентура российской разведки - прежде всего, радиоэлектронной (РЭР) и входящей в состав РЭР спутниковой. Её задачей было снабжать иракцев разведывательными данными о перемещениях войск врага. Её нахождение здесь также сыграло свою роль в ситуации с быстрым прорывом американских войск к Багдаду и его стремительным захватом.

Интересно, что в своем знаменитом выступлении, видео от 28 января 2003 года, адресованному американскому президенту Дж. Бушу, менее чем за два месяца до официального начала вторжения США и их союзников в Ирак, ранее побывавший в Багдаде российский политик В.В. Жириновский назвал достаточно точное число иракских войск, которым предстояло указанному вторжению противостоять. Правда, по факту «250 тысяч отборных солдат» являлись общей численностью лиц, находившихся под ружьем в распоряжении Саддама Хуссейна. Из них примерно половину (120-130 тысяч человек) составляло различного рода ополчение, нескольких видов, имевшее к тому же разное ведомственное подчинение.

С другой стороны, концентрировали свои огромные силы вторжения американцы. Соответствующие политические решения оказались приняты осенью 2001 года, после событий 11 сентября, планирование операции Вашингтоном началось в январе 2002 года. До этого существовало несколько вариантов вторжения на территорию Ирака, каждый из которых оказался отвергнут. Однако сбор сил и средств происходил умеренными темпами.

Американцы и их союзники к 1 мая 2003 года - моменту официального завершения операции «Свобода Ираку», активной фазы наступления на Ирак, - сосредоточили на театре военных действий (ТВД) 540 тысяч военнослужащих, свыше 2000 самолетов, более 1000 танков, огромное количество артиллерийских систем, флот из 115 вымпелов (в том числе шесть авианосцев). Притом, что к 1 января 2003 года они имели здесь только 60 тысяч человек, а основной кулак вторжения нарастили в последний момент. Тем самым, главные силы - 480 тысяч офицеров и солдат, в среднем по 120 тысяч человек в месяц, - оказались собраны против Ирака в последние четыре месяца.

То есть, к моменту начала военной кампании 19 марта 2003 года США и силы альянса даже не сосредоточили полностью силы. Реально к указанной дате силы коалиции располагали на театре примерно 400 тысячами военнослужащих, включая 87 тысяч человек из состава 1-го экспедиционного соединения морской пехоты, на базе 1-й дивизии КМП (американская морская пехота и британские экспедиционные силы), силы 5-го корпуса численностью более 40 тысяч человек, ВВС, ВМФ, силы снабжения численностью порядка 80 тысяч человек, а также некоторые прочие формирования. Ещё 140 тысяч офицеров и солдат прибыло позднее, уже в процессе боевых действий.

Таким образом, США и их союзники обладали количественным превосходством в полтора-два раза над иракцами на различных этапах и ещё большим качественным. При этом на севере их, стоит повториться, поддерживали примерно 60 тысяч курдских пешмерга из Иракского Курдистана.

Впрочем, к 19 марта 2003 года было все готово. Войска проделывали проходы в приграничных заграждениях, самолеты и вертолеты прогревали двигатели на аэродромах, многочисленные группы американского, английского и австралийского спецназов, заблаговременно проникшие в Ирак, максимально скрытно, быстро и незаметно передвигались по пустыни, горам и болотам этой древней ближневосточной страны.

США, Ирак, война, история, Иран, интересное

Previous post Next post
Up