Apr 28, 2022 17:23
Собственно, о чем я. Пара примечаний.
Примечание первое.
Сегодня много где фиксируются неторопливые темпы наступления ВС РФ (ну и ЛДНР, соответственно). Отмечается отсутствие глубоких прорывов в условиях стабилизировавшейся обороны противника и выстраивания им (противником) боевых порядков.
То есть, боевые действия (БД) идут в стиле Первой мировой (ПМВ).
Вдумчивое размышление говорит о том, что иначе и не могло быть. И причины здесь лежат прежде всего в плоскости организации российских войск.
Не секрет, что сегодня основной функциональной единицей на поле боя сделана БТГ (батальонная тактическая группа). То есть, батальон с частями усиления.
Это сделано по опыту последних военных кампаний западных стран, часто формировавших на ТВД подобные БТГ.
Стоит отметить, что в действительности БТГ - не панацея, а исключительно ситуативное соединение, собираемое в зависимости от обстановки и необходимости. Плюс стремление к БТГ связано с определенными тенденциями в отечественном военном строительстве 12-летней давности.
Тогда сперва решили отказаться от дивизий в пользу бригад. Отчего в российском инфопространстве некоторое время царил лейтмотив о том, что в США дивизий нет, а одни бригады. А после и вовсе решили стремиться к действиями батальонами на поле боя. Причем намерение это возникало прежде всего из соображений оптимизации.
По факту, концепция БТГ сегодня - это отказ от массирования, концентрации сил и средств на участках прорыва. Вместо это артиллерийский и танковый потенциал равномерно распределяется между пехотными батальонами, служа средством поддержки.
Соединения и объединения войск выезжают на фронт не целиком. Современный облик ВС РФ подразумевал выделение 1-2 боеготовых БТГ от полка-бригады. Соответственно, дивизия выставляла максимум 6-8 БТГ, плюс части дивизионного, бригадного или полкового подчинения.
В итоге армии, прибывшие на украинский ТВД, выглядели, как дивизии (12-20 тысяч человек). Исключение составляла лишь 1-я танковая армия, располагавшая потенциалом корпуса (30-40 тысяч человек). Крымский 22-й корпус вообще, выставил примерно полковую группу.
Соответственно, группы армий или фронты, формируемые на базе соответствующего военного округа (ВВО, ЗВО, ЦВО или ЮВО), с соответствующей литерой (Z, V или O), в среднем по три армии на каждый, сами выглядели, с силами усиления (в виде Росгвардии, например), примерно как общевойсковые армии каждая группа.
Примечание второе.
На тактическом уровне концепция БТГ, конечно, интересна в плане возможностей отдельного подразделения на поле боя. Однако приоритетнее было бы, все-таки, не раздергивать дивизионный или бригадный танковый и артиллерийский кулак, а иметь соответствующую оргштатную структуру самого батальона.
В этом плане интересна организация стандартного ЭБМП (экспедиционного батальона морской пехоты) США. Куда, после долгих дискуссий в конце 1980-х годов, включили помаленьку всего, превратив в маленькую автономную армию.
Нечто аналогичное предлагается и для отечественных батальонов механизированной пехоты. Тем более что в отдельных подразделениях НМ ЛДНР, по некоторым данным, подобное уже делается.
То есть, предлагается включить в состав пехотного батальона танковый взвод (3-4 танка), батарею 122-мм САУ (6 машин), разведгруппу (10 человек) и, конечно же, подразделение с БПЛА и одновременной функцией борьбы с вражеским БПЛА ранга примерно роты.
Кроме того, в силу необходимости большого числа обученной пехоты для большого количества техники, предлагается предусмотреть нормативный механизм перехода на более насыщенные штаты (условные "штаты военного времени без военного времени"), с целью быстрого увеличения числа пехоты в час Ч. Например, когда роты за счет резервистов быстрой готовности стремительно доводятся со 100 до 150 человек.
Совокупно первое (свои танки, самоходная артиллерия и прочее) даст рост численности личного состава батальона ориентировочно на 150-200 человек (до 650-700 человек всего). Второе (переход на более многочисленные штаты) - даст увеличение ещё минимум на 150 человек (до 800-900 человек всего). Без роста гражданского персонала, конечно.
В масштабах организации ВС РФ до начала спецоперации на Украине это приведет к необходимости иметь дополнительные 40-50 тысяч человек в строю, до 1000 САУ и 500-700 танков. С возможностью быстрого допризыва ещё примерно 30-40 тысяч человек (без сопутствующего роста гражданского персонала).
Буду, как всегда, рад замечаниям и дополнениям.
Украина,
спецоперация,
Россия