Центропа

May 22, 2011 07:06

Пользуясь случаем, запощу один свой старенький текст про фон Триера.

Триеру я многим обязан. В начале 90-х я посмотрел фильм "Центропа" (или правильно всё-таки "Европа"?), и он оказал на меня огромное влияние. Я был нормальным человеком, сильно радовался, что у нас теперь не Совок и можно нормально жить как во всём мире, и вот однажды вечером, собираясь спать, хотел выключить телевизор, но зацепился взглядом за какие-то странные кадры со шпалами, сопровождавшиеся странной музыкой и текстом про погружение в Европу, захотел посмотреть, что дальше будет, и не смог оторваться до самого конца. Я был инфицирован, несколько дней не мог говорить ни о чём, кроме Триера, кажется, всех им замучил, как положено в таких ситуациях. На меня повеяло лемовским холодком из каких-то неизвестных слоёв реальности.

Фильм я потом пересматривал много раз, пользуясь всё улучшающимися доступными мне техническими средствами. Специалисты говорят, что это кинематографические пошлости и банальности, но у меня, наверное, вкус неразвитый, поэтому от сцены с поездом в тоннеле меня до сих пор трясёт.

Я всегда считал, что это фильм антиамериканский -- да так все считают, сам Триер объяснял в интервью, что антиамериканский. Однако в очередной раз я, кажется, сумел посмотреть на сюжет свежим взглядом и понять, что же там всё-таки происходит. Сейчас я попробую про это рассказать .

Американские оккупанты пытаются наладить в доступной им части Германии нормальную жизнь, обеспечить работу железных дорог и функционирование экономики. Немцев они защищают от безумной мести победителей -- полковник Хэррис говорит, что фальсифицируя Хартманну анкету он рискует попасть под трибунал, но в это не очень-то верится. Понятно же, что он действует не от себя, такова политика американской части оккупационной администрации. Пожалуй, только в двух местах американцы прямо вредят немцам, когда взрывают портовые сооружения и когда снимают в поезде батареи. Порт они взрывают в целях демилитаризации Германии -- но если присмотреться, демилитаризация выходит фиктивная. Немцы сами говорят, что это бред какой-то, роль портовых кранов в военной промышленности ничтожна, так что американцы уничтожают их скорее для отмазки. Снимая же батареи американцы действуют не сами от себя, а по запросу Дании, американцы тут просто исполнители. Да наконец мы из истории знаем, что американский сектор оккупации был разграблен в минимальной степени, и западная Германия скоро ремилитаризовалась, американцам меньше всех нужно было её разоружение.

Американцам противостоит загадочная организация вервольфов. Кто они такие и чего добиваются, совсем не ясно. Кому они хотят навредить, взрывая железную дорогу? От этого страдают толпы нищих немцев, пытающихся куда-то доехать на крышах вагонов, послевоенная разруха усугубляется. Какой вред американцам от прекращения железнодорожного сообщения? (Такими вещами, замечу, имеет смысл заниматься в расчёте на скорую внешнюю интервенцию -- но кого и откуда?!) Убивают вервольфы не американцев, а в основном своих же немцев: "Мне-то что до этого?" -- резонно отмечает Хэррис, -- "Мы уже назначили нового мэра, лучше прежнего." Указания вервольфам приходят из какого-то законспирированного центра, что это за центр, откуда он взялся и что хочет, не понятно. Смысл действий вервольфов в стратегическом плане тёмен. Ну хорошо, напугают они Хэрриса своими терактами, американцы погрузятся на пароход в Бременсхафене и отплывут обратно за океан. На следующий день в западную Германию войдёт совсем другая армия, и кому от этого станет лучше?

Объяснить себя вервольфы толком не могут. Катарина несёт какую-то романтическую галиматью про последнюю битву за Родину в проигранной войне и доводит собственного отца до самоубийства. Добро бы она при этом хотела получить его компанию, был бы мотив, ну так компанию, конечно же, реквизируют сразу после смерти Хартманна (поразительно, что при его жизни не трогают). Единственная артикулированная претензия к американцам состоит в том, что они относятся к нам без уважения. Ну да, в общем-то. Хэррис мог бы поаккуратнее выражаться про то, что бывает много и разумных немцев тоже.

Вервольфов окружает атмосфера гнусности и многослойной провокации, азефовщины какой-то -- шарик есть, шарика нет, то ли человек идейный борец, то ли его заставили, а может и то и то сразу. Они используют молодёжь с промытыми мозгами и просто детей, т.е. людей не вполне адекватных и не понимающих, что они делают. Замечу ещё, что они отличаются крайней жестокостью, направленной, повторюсь, в основном на свой собственный народ.

Полковник Хэррис борется с бандой вервольфов, и разоблачает их, причём ... совершенно честно. Он ходит в форме, ни от кого не прячется, провокаций не организует. Кесслера он пытается завербовать тупо в лоб: "Ну ты, это, будешь нам сообщать там?" Кесслер отказывается, и полковник сразу от него отстаёт. "Пистолет хоть возьми, зайка ты американская, пропадёшь ведь в этой Германии ни за грош."

Все вервольвы арестованы, их работа по уничтожению инфраструктуры в Германии сорвана, вот только бедняге Кесслеру они успевают скрутить напрочь мозги (тут, конечно, помогла немецкая анальная трудовая этика, без неё Кесслер может быть и не двинулся бы). Без причины и без цели Кесслер взрывает бомбу и всех убивает.

Мораль: американцы в общем-то хорошие, а вот от "евразийского союза молодёжи" лучше подальше держаться.

Других фильмов Триера я не смотрел -- судя по описанию, мне вряд ли понравится.
Previous post Next post
Up